Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
> | > | |||||
3
> | > | > | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > |
16
> |
> | > | > |
20
> | > | > | > |
> | > | > | > | > |
Агавайрем (Праздник пашни), марийский праздник
Агавайрем – древний земледельческий праздник, посвященный божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.
Агавайрем прежде отмечался с большой торжественностью. Приуроченный к важнейшему этапу сельскохозяйственных работ – весеннему севу, праздник представлял собой сложный комплекс обрядов, пронизанный аграрной тематикой. Основными функциями обрядов были обеспечение своевременного посева зерновых, достижение плодородия земли и содействие росту растительности, обеспечение в будущем ее обильного плодоношения.
К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. В большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема.
В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья – блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.
На моление в рощу Агавайрема или в специально отведенное место «шелык» выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем юмо и божествам сил природы, молящиеся, во главе с картом, просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей; благополучия и счастья всем присутствующим.
В праздничные дни соблюдались запреты: нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.
Все Даты:
- 2025-06-05
Работает на iCagenda