Книгопечатанию в России предшествовала эпоха рукописных книг. Переписывали их в монастырях, и при этом не обходилось без «человеческого фактора», то есть без ошибок и отступлений от церковных норм. Это стало одной из важных причин возникновения печатания книг. 

«Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных – все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках. Тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде» – так писал Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу», первой печатной датированной книге, которая включала в себя деяния и послания святых апостолов, написанные евангелистом Лукой, – март 1564 года. Книгу использовали на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковноприходских школах. Именно с нее началась официальная история книгопечатания в России.

Послесловие к книге является ценным историческим источником, описывающим причины и историю открытия первых русских типографий. Иван Фёдоров создал 48 рисунков «Апостола», в том числе помещённую на фронтисписе гравюру с изображением апостола Луки. В ней было 534 страницы, на каждой – 25 строк. Тираж по тем временам был внушительным: около двух тысяч экземпляров. До наших дней в музеях и библиотеках сохранилось около 60 книг.

«Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью»,– обращался Иван Фёдоров к читателям в послесловии своей книги. Итальянец Рафаэль Барберини, посетивший Москву в 1565 году, с восхищением заметил: «В прошлом году они ввели у себя печатание… И я сам видел, с какой ловкостью и искусством уже печатались книги в Москве».

Ивана Фёдорова принято называть «первым русским книгопечатником», однако и до него были печатные издания, но Федоров первым указал исходные данные и себя как автора, а все предшественники являлись анонимными. Спустя год после выхода «Апостола», Иван Фёдоров издал сборник молитв под названием «Часовник». Книга вышла двумя «заводами», то есть изданиями.

Следуя своему жизненному принципу «рассевать семена духовные», несколько лет спустя он издает еще один вариант «Апостола» и первый русский учебник – «Букварь». Благодаря чудо-учебнику Ивана Фёдорова можно было научиться не только читать, но и считать. 

Известно, что Московский печатный двор неоднократно подвергался поджогам. Это якобы было связано с работой монахов переписчиков, которые теряли доход от фабричного издания книг. Со своим помощником Петром Мстиславцем был вынужден покинуть Москву. В 1568 г. по приказу Ивана Грозного Федоров переезжает в Великое княжество Литовское. Григорий Хадкевич, будучи действующим чиновником, просит Федорова помочь открыть местную типографию. В том же году, в городе Заблудове, состоялось торжественное открытие печатного двора. Под руководством Ивана Федорова в данной типографии была отпечатана первая, и по сути, единственная книга – «Учительное Евангелие». Это произошло в период 1568-1569 гг. В скором времени издательство прекратило свое существование.

Ивана Федорова хотел продолжать издавать книги. По этой причине он решает отправиться во Львов, чтобы там построить собственную типографию. Острожская типография благополучно работала, выпуская все новые и новые труды такие, как «Азбука», «Букварь» и «Греческорусская церковнославянская книга для чтения».

 

Издание «Острожской Библии» стало вершиной жизненного подвига первопечатника. В 1581 г. состоялся выход знаменитой Острожской Библии, которая поражает своим объемом. В ней 628 листов или 1256 страниц, отпечатанных в два столбца красивой убористой печатью шестью различными шрифтами (в том числе двумя греческими). Много мастерски выполненных заставок и заглавных букв. Это первое напечатанное кириллическим шрифтом издание Библии.

Значение её переоценить трудно. Если бы не этот труд, население нынешних Украины и Белоруссии за смешное время стало бы католическим, и ни о каком последующем воссоединении с Россией речи бы идти не могло. Грубо говоря, Иван Фёдоров со своей типографией сделал больше, чем завоевательные походы Ивана Грозного. Он сохранил единство русского мира. Напечатанная им Библия, а, впоследствии, и первый русский букварь, позволили русским и православным оставаться русскими и православными, хотя бы они и жили в откровенно враждебном государстве.

Так, до сих пор сохранились экземпляры, принадлежавшие Римскому папе Григорию XIII, шведскому королю Густаву II Адольфу. Царь Иван IV, незадолго до своей кончины получив от Ивана Федорова новую Библию, не только по достоинству оценил труд печатника, но и подарил экземпляр этой книги английскому послу Джону Гарсею.

При всем этом, Фёдоров без сомнения был всесторонне образованным человеком своего времени, одним из первых «русских европейцев». Он изобрёл многоствольную пушку, находился в переписке с некоторыми коронованными особами. Иван Федоров стал новатором своего времени, изменившим представление людей о книжном мастерстве. Именно он сделал книги доступными для всех грамотных людей, а не только избранных.

Его называли Иваном Добрым. В то время это означало, что он был человеком глубоких знаний и больших дел. В наше время и монахи смирились с тем, что без печатной книги – никуда. А Русская Православная Церковь причислила первопечатника Ивана Фёдорова к лику святых. Хотя он был скорее искателем истины и мастером, чем любителем помолиться… И от монашества уклонялся. Всю жизнь ему приходилось бороться за право трудиться и творить. Это участь многих великих первопроходцев…

Легенда о том, как создавалась книжная культура РУСИ

«Апостол» – символ начала «печатного дела» на Руси.

В послесловии к «Апостолу» Фёдоров писал: «Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью».

С любовью к людям и сам он работал всю жизнь.

Работа над «Апостолом» велась весьма тщательно. Ранее переписчик сидел над одной книгой от полугода до года, допуская при этом описки и ошибки. Иоанну Фёдорову потребовался тоже год на выверку печатного текста и подготовку гравюры евангелиста Луки, полусотни заставок, рамок, буквиц.

 «Теперь книга выходила тиражом около двух тысяч экземпляров, и ошибки в ней допускать было нельзя», – рассказал доктор филологических наук, академик Академии российской словесности Александр Ужанков. «Апостол» был напечатан на французской проклеенной бумаге. Книга занимала 534 страницы, на каждой из которых размещались 25 строк. В основу шрифта лёг рукописный полуустав XVI столетия. 

Первостепенная важность церковных книг для нужд Церкви обусловила высокое качество «Апостола» Фёдорова. В книге нет опечаток и типографических погрешностей. Специально для неё был изготовлен особый, легко читающийся шрифт на основе московского полууставного письма XVI века. Кроме того, для художественного оформления «Апостола» Иван Фёдоров создал так называемый старопечатный стиль, используемый в дальнейшем русскими типографами. На первой странице изображен в изящной триумфальной арке апостол Лука, который по преданию является автором Деяний святых апостолов. На переплете помещено характерное для Московского Печатного Двора изображение льва и единорога под короной в окружении четырех птиц. 

«В «Апостоле» до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание». Д. С. Лихачев. 

Особенно интересно изображение апостола Луки в архитектурном интерьере: если основой для обрамляющей его арочной декорации была гравюра в одной из немецких Библий XVI века, то прототип евангелиста неизвестен. Принято считать, что это работа русского мастера.

Важная часть «Апостола» – колофон (послесловие), в котором содержатся сведения о целях издания, его печатниках, месте и времени создания. У анонимных русских книг 1550-х годов такого раздела еще не было. Всего в «Апостоле» 267 листов или 534 страницы, на каждой странице – 25 строк. Формат – примерно 28 на 18 сантиметров, определить точнее не представляется возможным, поскольку все известные экземпляры первого «Апостола» обрезаны переплетчиками.

По оценкам специалистов, тираж издания составил около двух тысяч копий, из которых до наших дней дошло чуть более 50.

Экземпляр первопечатного «Апостола» имеется в Государственном историческом музее в Москве. Замечательно, что он сохранился в своем первоначальном переплете. Доски переплета обернуты кожей с великолепным золотым тиснением. На верхней крышке переплета, в центре, оттиснут двуглавый орел с надписью: «Иоанн, божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». На груди орла – гербовый щит с изображением Ивана Грозного в короне.

В библиотеках и музеях разных стран хранится свыше 60 экземпляров «Апостола».

«Апостол» 1564 года – важен не только как первая датированная книга в истории русского книгопечатания, но и как непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века, памятник полиграфического искусства, которому следовали и подражали в XVI и XVII веках и на Руси, и далеко за её пределами.

«Иван Фёдоров сыграл огромную роль в отечественной культуре. Не зря историк Василий Татищев выделял в нашей истории два ключевых этапа. Первый это приход христианства, а второй начало книгоиздания. Фёдоров, вне всякого сомнения, стал одной из ключевых фигур в культуре и истории всех восточнославянских народов», – считает С. Перевезенцев, русский историк, философ, писатель, публицист.

Первопечатника святым мы почитаем. 

Вот он стоит, с листом в руках, застыв,

Над быстрою Москвой, отлитый из металла:

Сам из металла буквицы сбирал,

В слога слагая, а потом словесно

Мысль, чувство и молитву окрылял.

Я стал совсем другим: ведь я теперь читаю…

А как иначе, кем без книги был? 

Первопечатника святым мы почитаем. 

Он каждого из нас, как буквицу – отлил.

 

Сергей Маркус