Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
> | > | |||||
> | > | > | > | > | > |
9
> |
> | > |
12
> | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > | > |
> |
Нардуган, татарский праздник
В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния – с 25 декабря по 7 января – занимало особое место. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или Шайтан туе, буквально «свадьба дьявола». Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам-мишарям; под названием «нартаван» – чувашам; под термином «нардаве» – мордве; «святки» – русским.
Следует отметить, что еще задолго до декабря, завершая хозяйственный год и готовясь к зиме, крещеные татары не только принимали реальные меры, чтобы обеспечить урожай будущего года, но и стремились также предугадать это будущее, следуя приметам; совершая те или иные танцевальные движения, они хотели, по всей вероятности, заручиться благополучием на целый год.
Большая часть сведений об обряде Нардуган относится ко второй половине XIX – началу XX вв. В вечернее время сельская молодежь в костюмах и масках с выкриками: «Нардуганга – а – а» или: «Шайтан туена – а – а»... начинали обходить окрестные крестьянские дворы (нардуган булып йөриләр).
Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь. В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий.
Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняется кое-где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах.
Все Даты:
- 2025-12-25
Работает на iCagenda