Back to Top
 
 

Рождественский сочельник, праздник восточных христиан

Категория
Праздничные даты
Дата
2026-01-06

На Рождественский сочельник приходится последний день многодневного поста, который, по уставу православной церкви, начинается 28 ноября и длится сорок дней по 6 января включительно. Рождественский сочельник – день самого строго поста. В этот день не принято есть «до первой звезды». В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма. Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а только «сочиво»  – отварные зерна пшеницы, или риса, с медом – блюдо, которое и дало название дню накануне праздника Рождества Христова.

В народе канун Рождества называли «коляды». Поздно вечером, когда совсем уже смеркалось, ходила по домам веселая Коляда, состоящая из шумной толпы ряженых, прославляющих Господа и желающих хозяевам здоровья и благоденствия.

По старинному обычаю, в Сочельник за ужином собиралась вся семья. Праздничный стол сначала посыпали сеном – в память о вертепе и яслях, первом пристанище Христа. Потом его покрывали скатертью, из-под которой самый уважаемый член семьи должен был вытянуть соломинку. Если она оказывалась длинной – рассчитывали на хороший урожай, короткая соломинка предрекала бескормицу.

Святое Рождество Христово и Богоявление, армянский праздник

Армянская Автокефальная Церковь, в V веке разорвавшая отношения с Православной Церковью, сохранила у себя первохристианскую традицию празднования Рождества 6 января. Рождество в этот день отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением. По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. В Армении праздник Богоявления называется еще малой Пасхой.

В настоящее время Рождественский пост сокращен с пятидесяти дней до одной недели. 5 января в домах готовится рождественский обед: постный плов с изюмом, курагой, рыба и шпинат.

День накануне Рождества Христова по-армянски называется «чрагалуйц». В этот день по древней традиции зажигают все лампады и свечи в храмах. Из церквей доносится духовный гимн «Великое дивное таинство», созданный в V столетии ученым и епископом Мовсесом Хоренаци. Утром 6 января все верующие (как правило, семьями) идут на литургию и причащаются Святых Тайн.

Праздник завершается освящением воды. В купель наливается вода и освящается животворящим святым Крестом и святым Миром. Настоятель храма выбирает из прихожан крестного, который своими добродетелями заслужил это звание. А после освящения воды крестный принимает святой крест из рук священника и уносит его домой. Прихожанам раздается освященная вода во здравие тела и исцеление души. Вода в купели символизирует реку Иордан, святой Крест – крестящегося Христа, крестный – Иоанна Крестителя. Через сорок дней крестный приносит крест обратно в храм.

Рождество Христово в Армении – это семейный праздник, а потому вся семья собирается после литургии за праздничным столом. После этого, по традиции, дети навещают своих родителей, младшие идут к старшим, благовествуя им Рождество Господне.

Шорыкйол (Святки), марийский праздник

Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря), после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.

Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол – «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец.

В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение. Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизни. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека. Хозяева дома стараются привечать ряженых как можно лучше. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нареканий на скупость.

 
 

Все Даты:

  • 2026-01-06
Пользовательские настройки файлов cookie
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший доступ к нашему веб-сайту. Если вы откажетесь от использования файлов cookie, этот веб-сайт может работать неправильно.
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Аналитика
Принять
Отказать
Неизвестный
Аналитика
Статистика
Аналитика
Принять
Отказать
Сохранить