Back to Top
 
 

Пасха – Светлое Христово Воскресение

Категория
Праздничные даты
Дата
2026-04-12

Праздник Пасхи несет в себе символ перехода от смерти к вечной светлой жизни. Подготовка к нему начинается с так называемого «Великого Поста». Длится он ровно сорок дней, в течение которых человек очищается как духовно, так и физически. После этого начинается особое приготовление к Пасхе: за неделю до нее хозяйки прибирают в доме, украшают иконы и светлые образы листьями, цветами, ветками деревьев. За несколько дней до Пасхи православные верующие готовят традиционное и обязательное блюдо – пасхальные яйца, которые являются символом начала новой, божественной, жизни.

После этого приходит еще один пред-Пасхальный праздник – Чистый Четверг (именно в этот день пекутся куличи – второе традиционное блюдо). В Чистый Четверг люди исповедуются в храмах, очищая, таким образом, свое духовное тело. Так же в этот день принимали баню, от чего и произошло название праздника.

Далее идет Страстная Пятница, которая олицетворяет страдания Христа. С пятницы и до самого утра воскресенья прекращается колокольный звон. В субботу, начинается большая церковная служба, которая длится до следующего дня (священник читает литургию, вместе с ним поет церковный хор). На улицах можно услышать традиционное в этот день приветствие: «Христос Воскрес». В это праздничное воскресенье существует традиция: дети приходят в гости к своим родителям и вместе садятся за стол. Самые младшие несут куличи и небольшие подарки старшим. Сами столы накрываются очень богато, так как пост в этот день уже закончился: традиционными яствами являются мясо, рыба, куличи и выпечка.

«Быдӟым нунал» «Великий день» (Пасха), удмуртский праздник

Празднуется через пять или семь недель после масленицы. Отмечать праздник начинали в четверг. Кулэм потон уй, ӵук мунчо уй, поркушуй, сенишной уй, великочетверик – «ночь выхода мертвых»  – Великий четверг. Считается, что в эту ночь к живым возвращаются мертвые, гуляют бесы – жобъёс, ишанъёс, ведуньёс. С вечера или утром моются в бане, веря, что обеспечат себе этим здоровье на целый год.

Страх перед колдовством преодолевался магическими действиями: в полночь ходили с трещотками, стреляли из ружей, жгли порох; ударяли хлыстами, палками по углам домов; ставили кресты на косяках окон, дверей дома и надворных построек, туда же втыкали ветки вереска, пихты или рябины вместе или по отдельности; утром окуривали углы избы вереском, сжигаемым на заслонках; разводили во дворе костер и прыгали через огонь, прогоняли по нему скот.

Ночь на Великий четверг считалась благоприятной для гаданий о будущей судьбе и для совершения магических действий с целью обеспечения хозяйственного благополучия.

Поскольку в эту ночь к живым в гости приходили души умерших предков, у них просили содействия в крестьянских делах.

Аграрная магия проявлялась в том, что хозяйка выходила в огород и кричала: «бакчаям одӥг но жагез ӧвӧл» («в огороде ни соринки нет»). Разжигала небольшой костерок из соломы и прошлогодней травы и произносила пожелания, чтобы не заводились в огороде и на поле жуки и черви и другие вредители сельскохозяйственных растений.

В ночь Великого четверга крестьяне, одевшись в белые одежды, повязав оборы лаптей справа налево, чтобы спутать негативные действия «нечистой силы» и самим стать частью иного мира, выходили за деревню, на перекресток дорог, подходили к амбарам, хлевам, хлебным кладям и «выслушивали» различные звуки. Скрип телег, груженых хлебом, стук молотильных цепов на гумне и другие звуки, соотносимые с земледельческими работами и хлебом, предвещал хороший урожай.

В ночь перед Пасхой в доме на полу постилали солому, а утром старались подмести ее снопом, в котором обязательно было несколько необмолоченных колосьев. Упавшие во время подметания пола зерна скармливали овцам, чтобы те давали потомство. На стол стелили белую скатерть, клали специально испеченный в этот день каравай хлеба, ставили солонку с солью, миску крашеных яиц, кумышку, табани. Хлеб и табани предварительно освящали во дворе или в семейной куале. В день Пасхи запрещалось что-либо делать, поэтому все дела старались закончить к этому дню: всю ночь шили, штопали.

Рано утром юноши верхом на лошадях объезжали деревню. Останавливались возле каждого дома. Им через окно подавали яйца. Яйца могли собирать и ребятишки. В этот день они обменивались крашеными яйцами и играли в игру зундэс питыръяса шудон (катание колец). Игра заключалась в том, что все игроки шли на гору, где устанавливалась доска. У нижнего ее края клали яйцо. Сверху по доске пускали кольцо. Если оно ударялось в яйцо, человек выигрывал, и яйцо доставалось ему. Побеждал тот, кто набирал больше яиц. Другой вариант игры заключался в том, что скатывали яйца. Смотрели, чье яйцо целее, и съедали его первым. Потом съедали и остальные. После пасхальной заутрени в удмуртских деревнях, как и в русских, бились яйцами: один брал яйцо в кулак или в горсть, острым концом вверх, а второй бил по яйцу противника острым концом своего яйца. Ударяя, приговаривали: «Курегед мед пузалоз!» («Пусть курица хорошо несется!»).

Пасха, Кугече, марийский праздник

Праздник Кугече является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла. Он связан с культом предков, с семейно-родовыми и общинными молениями, почитанием оживающей природы. Значительное место отводится также аграрным обрядам.

Праздник Кугече начинается за 5 дней до христианской Пасхи – со вторника пасхальной недели и продолжается до воскресенья. Православные марийцы, как и русские, празднуют Пасху в воскресенье, приходящей после весеннего равноденствия и полнолуния. Восточные марийцы в некоторых местах отмечают в более ранние сроки, но не ранее 22 марта – дня весеннего равноденствия.

Пасхальная обрядность начиналась с Вербного воскресения (Кичке пайрем). Накануне праздника проводился обряд изгнания нечистых сил. Парни, взяв ветки рябины или вербы, ходили по деревне и били по хозяйственным постройкам. Во время праздника Кугече проводились семейно-родовые моления за благосостояние хозяйства, благополучия семьи.

В каждый день предпасхальной недели совершались определенные обряды. Во вторник, называемый пел кон кече («половина щелокова дня»), предохранялись от проникновения злых сил, колдунов – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родственников. У восточных марийцев принято было проводить в этот день благодарственное моление божествам с вареной конской головой. Среда – кон кече, тоштомарий кон кече («день щелока, день древних марийцев») являлся днем запретов. До обеда не разводили огонь, не топили печь, не заходили к соседям. В четверг – сорта кече («день свечи»), собравшись со своим родом («тукым»), поминали умерших родственников, угощали обрядовой едой. Вечером провожали их.

Приверженцы православной веры общеродовые поминки устраивали на Радуницу (Радинча). В пятницу – кугу кон кече («большой щелоков день»)  – праздник продолжался: молодежь устраивала разные игры на улице, качалась на качелях, специально установленных к празднику. В Субботу  юмын аяр кон кече («божий злой щелоков день»)  – не работали, готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца. Православные марийцы посещали пасхальную церковную службу в честь Христова Воскресения.

В воскресенье утром наблюдали за тем, как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали бескровное жертвоприношение – кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку («возак»).

В понедельник праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением пива из ритуального ковша таш-лама). Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече).

Мǎнкун (Пасха), чувашский праздник

Перед Пасхой женщины обязательно моют избу, белят печи, мужчины наводят порядок во дворе. К празднику варят пиво и наполняют бочки. В день перед Пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли». На Пасху и взрослые, и дети наряжаются в новые одежды, красят яйца, готовят «чǎкǎт», пекут пироги.

При входе в дом первой стараются пропускать девочку, потому что считается, что если первый вошедший в дом женского пола, то и у скотины больше будет тёлочек, ярочек. Первой вошедшей девочке дают крашеное яйцо сажают на подушку, и она должна сидеть тихо – тихо, чтобы куры, утки, гуси так же спокойно сидели в своих гнёздах и вывели птенцов.

Мǎнкун длится целую неделю. Дети по домам ходят собирать крашеные яйца, веселятся, играют в разные игры. Так же на Пасху принято «биться яйцами», стукать тупым или острым концом сваренного крашеного яйца яйцо соперника. Выиграет тот, чье яйцо не треснуло. В старину на каждой улице специально к Пасхе строили качели, где катались не только дети, но и парни с девушками.

Взрослые на Пасху ходят «калǎм», в некоторых деревнях это называют «пичке пуçлама» т.е. открывать бочки. Собираются у одного из родственников, пьют квас, поют песни, пляшут, а затем ходят по очереди из дома в дом с песнями под гармошку.

Сурб Затик (Пасха), армянский христианский праздник

В Армении отмечают Пасху в период с 22 марта по 25 апреля. Христианский праздник у армян тоже не обходится без крашеных яиц, символизирующих планету: скорлупа – небо, мембрана между скорлупой и белком – воздух, белок – воду, а желток – землю.

Пасха у армян сугубо семейный праздник, день духовного очищения, когда люди загадывают желания, которые сводятся к пожеланию здоровья всем членам семьи.

Для армян Пасха имеет более символичное значение, чем тот же Новый год, поскольку верующие (коих в стране подавляющее большинство) считают началом следующего годового цикла именно Воскресение Христово. Те, кто в ссоре, непременно должны помириться, а влюбленные – признаться друг к другу в чувствах. Считается, что верующий человек в светлый день Пасхи должен быть максимально искренним перед собой и близкими, иначе ему не удастся избавиться от мук (грехов). Языческое происхождение слова Затик, в буквальном переводе означает «избавление».

Ахдгома – Пасха в Грузии

В Грузии, празднование Пасхи православной церкви проходит с пятницы и продолжается до вторника следующей недели. Праздник Пасхи отмечается одновременно со всем православным миром. Именно поэтому, в этот день, Страстная пятница, а также Пасхальный понедельник, являются нерабочими днями в Грузии. Но главное событие праздника Пасхи – это Всенощное бдение и крестный ход в ночь перед воскресеньем. В домашних ритуалах, похожих на обычаи других православных народов, отражены древние представления о природе, которая умирает и воскресает. В первый день после Пасхи, жители Грузии поминают своих умерших родственников, посещают их могилы, приносят крашеные яйца и пасхальные угощения.

 
 

Все Даты:

  • 2026-04-12
Пользовательские настройки файлов cookie
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший доступ к нашему веб-сайту. Если вы откажетесь от использования файлов cookie, этот веб-сайт может работать неправильно.
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Аналитика
Принять
Отказать
Неизвестный
Аналитика
Статистика
Аналитика
Принять
Отказать
Сохранить