Back to Top
 
 

Угинде, У Кинде пайрем (Праздник нового хлеба), марийский праздник

Категория
Праздники народов Среднего Урала
Дата
2026-08-02

Угинде входит в праздничный календарь всех групп мари. Праздник справлялся в самом начале уборки урожая близко к празднику православных христиан – Ильину дню (2 августа), (Илян кече).

У Кинде пайрем – это первый праздник осеннего календарного периода, с него начинается цикл обрядов и праздников, связанных с осенними уборочными работами – жатвой, обмолотом хлеба и с его потреблением.

Народ мари исстари с особым почитанием относился к хлебу. Сегодня в марийских деревнях говорят: «Кинде деч кугу от лий» («Хлеб – превыше всего»). И поныне при исполнении всех обрядов каравай хлеба (тичмаш кинде) со свечкой в серединке всегда ставится в центр стола. Его нельзя резать ножом, а можно только отламывать руками. Направляясь в гости, на мольбище, мари всегда с собой берут круглый целый хлеб – салмагинде (хлеб, испечённый на сковороде), когыльо (пирог) или другую стряпню. Крошки со стола нельзя выбрасывать – их убирают в кормушку для домашней птицы или скотины.

В молитве восточных мари, посвящённой хлебу, говорится: «Хлеб – жизнь, хлеб нам очень дорог. Хлеб – всему голова. Будет хлеб – остальное приложится. Поэтому этот каравай хлеба, дающего жизненные силы, преподносим тебе, Ош Кугу Юмо. Выполняя наказы своих предков, и впредь мы будем молиться и благодарить тебя...» После принятия христианства горные мари называли праздник, посвящённый новому урожаю, Первым хлебным Спасом.

В конце октября или в начале ноября завершалась молотьба хлеба, после чего мари снова собирались на праздник нового урожая – теперь итоговый. По углам овина ставили четыре наполовину обмолоченных снопа. Зёрна жертвенного снопа делились пополам: часть хозяину дома, другая – духу овина. Эти снопы оставались в овине вплоть до нового урожая. Чтобы не обидеть домашних духов, амбар и овин никогда не должны были оставаться пустыми, без хлеба. Это называлось: «Кинде перке ынже кӱрылт» («Пусть не прерывается хлебное благополучие»). При этом благодарят бога за новую жатву и просят его благословения на урожай будущего года.

В день праздника принято было из новой муки печь хлеб, блины, ватрушки, пироги, варить квас и пиво. Старший член семьи или приглашённый карт на краю чаши с зерном зажигал свечу и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные. В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношение в священной роще. Горные марийцы в день праздника посещали церковь, где молились и освящали зерно и новый хлеб.

Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление о новом хлебе. Его проведение считалось обязательным. Совместная еда во время праздника нового хлеба должна была предотвратить неурожай и голод, обеспечить достаток хлеба на весь год. В случае неурожая хозяин семьи во время семейного моления давал обещание богам, что принесёт жертву в ближайшее время, чтобы те смиловались и в будущем году не оставили без урожая. С зажжённой свечой просили у богов благословения на благополучное проведение уборочной страды, ниспослания тёплой и ясной погоды, сохранения здоровья и сил жнецам.

В Ильин день в тех населённых пунктах, где он был престольным праздником, жители посещали кладбище, поминали умерших родственников.

Праздники и обряды, проводимые в период уборки урожая, были непродолжительными по времени. Развлекательная часть занимала очень незначительное место, что объясняется характером уборочной страды, её жизненной важностью и особым ритмом работы, не позволяющим крестьянам расслабляться.

Перед окончанием жатвы совершался обряд «Сорла пукшымаш» («Угощение Серпа»). В нём участвовали в основном женщины и девушки. Он был направлен на увеличение и сохранение урожая. В обряде отразился древний аграрный культ, в котором переплелись ритуальные действия, связанные с выражением благодарности за урожай.

 
 

Все Даты:

  • 2026-08-02
Пользовательские настройки файлов cookie
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший доступ к нашему веб-сайту. Если вы откажетесь от использования файлов cookie, этот веб-сайт может работать неправильно.
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Аналитика
Принять
Отказать
Неизвестный
Аналитика
Статистика
Аналитика
Принять
Отказать
Сохранить