- Информация о материале
- Автор: Super User
- Просмотров: 221

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ
Смысл воспитания – это укрепление преемственности поколений.
«Не будь грамотен, а будь памятен, может, что и сгодится»
В. Г. Белинский видел преемственность поколений народа, прежде всего, в его самобытности. Каждый народ может принести свою долю в общую сокровищницу человечества, только живя самобытной жизнью: «В чем же состоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предмет, в религии, языке, и более всего в обычаях... Все эти обычаи укрепляются давностью, освящаются временем и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомков от предков».
Народные идеи о преемственности поколений по существу, являются педагогическими. «Не хвались отцом, хвались молодцом» в этой пословице утверждается преемственность трех поколений, содержится призыв к воспитанию сына по примеру своего отца (деда). К заслугам отца сын не имеет отношения, но, воспитав сына, он прибавит славу к доброму имени своего отца. Другая пословица внушает: «Не хвались родителями, хвались добродетелями». Главное – считают в народе – воспитание и самовоспитание, добродетели делают человека достойным своих родителей. Подобные народные афоризмы имеют большое воспитательное значение.
Пословицы
«Из роду в род – тот же урод»,
«От худого семени не жди доброго племени»,
«Кто от кого, тот и в того»,
«Одного отца дети», «Один отец, один и норовец»,
свидетельствуют о признании народом наследственной преемственности. Две пословицы, приведенные в предыдущем абзаце, как бы выполняют контролирующие функции по отношению к настоящим. В совокупности же они создают картину взаимодействия наследственной преемственности с педагогической.
В народной педагогике не допускается ухудшение передаваемых дурным воспитанием «из рода в род» черт личности: «Сын – в отца, отец – во пса, а все – в бешеную собаку», отрицательный пример отца в воспитании вызывает ухудшение нравственных качеств детей. Человек может быть телесно красив, но уродлив в силу воспитания: «Бел лицом, да худ отцом». Сын может быть похож на отца лицом, но определяющим, является сходство с ним в поведении, характере, деятельности, сформировавшееся благодаря примеру, воспитанию. «Отец рыбак, и дети в воду смотрят». В подобных афоризмах косвенно проводится мысль о роли воспитания: «Не такого он отца сын, не такой матери дитя (чтобы сделать худое)» – это педагогическое изречение, кроме всего прочего, интересно и тем, что может быть адресовано воспитуемому и может послужить ему опорой в преодолении некоторых отрицательных черт в поведении, т.е. самовоспитании.
Вместе с тем в народе живет оптимистическое убеждение в том, что «Любой человек - хозяин своего счастья» и самовоспитанием может добиться удивительных результатов в корректировке своего нравственного облика. Говорят: «Он словно переродился. Будто снова на свет народился».
Прогресс народа – в духовном обогащении людей из поколения в поколение: «Чего мать не видела – дочь увидит, чего отец не видел – сын увидит». Преемственность – не только в том, что, как говорят чуваши, «Отец и сын едут на одной телеге», но самое главное – в том, что «Задние копыта идут по следу передних» (в смысле – молодежь идет по стопам старших).
«Для родины нужно, чтобы дети были лучше отцов» – говорит грузинская пословица. И действительно, преемственность сказывается и в том, что результаты воспитания предшествующего поколения отражаются на поведении следующего, причем плохое становится хуже, хорошее – лучше: «От избалованного родится ребенок, подрастет и вором станет», – утверждают чувашские старцы. В этой пословице три поколения оказались в преемственной связи: дед избаловал своего сына, внук стал вором. В народе издавна родство также рассматривалось как одна из сторон преемственной связи поколений. Однако считалось, что родство надо еще доказать и делом. Родство душ проверяется в деятельности, в поведении. В преемственности выше всего ценится духовная общность людей: «Духовное родство пуще плотского» – гласит русская народная пословица.
Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно – через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими.
Традиции – это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Народные мудрости – пословицы и поговорки звучат очень актуально и сегодня:
• «Согласье да лад в семье клад»
• «Вся семья вместе и душа на месте»
• «Дерево держится корнями, а человек семьей».
В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Семья дает ребенку представления о жизненных целях и ценностях. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний.
Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее! »
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
В образовании традиций входят и обряды. Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.
С древнейших времен в обряд входило одаривание. «Любишь подарки – люби и отдарки», напоминает пословица. У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия.
Народные промысла – преемственность поколений. Используя в современных изделиях декоративно-прикладного искусства национальные мотивы, можно не только многократно прикоснуться к красоте народных промыслов, но и передать их традиции молодежи. Обеспечивая историческую преемственность поколений, мы сохраняем и развиваем национальную культуру, национальную историю, национальное самосознание.