Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
> | > | > | > | > | ||
> | > | > | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > | > |
> |
21
> | > | > | > |
25
> | > |
> |
28
> | > | > | > |
Декабрь
ЭТНОПЕДАГОГИ
Иван Александрович Чуриков (2 декабря – 93 года) – Марий Эл
![]() |
«Величайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим принципом всего воспитания». |
В 1993 г. вышла первая статья Ивана Александровича, посвящённая этнопедагогике. Тема народной педагогики мари стала ведущей в творчестве учёного в последующие годы. Итогом этой работы стало издание монографий «Марийская народная педагогика», «Этнопедагогика народа мари». В первой книге И. А. Чуриков акцентирует внимание на народной педагогике как источнике духовного богатства народа, исторических истоках народной культуры на материале устно-поэтического творчества. Вторая книга на этнографическом материале освещает истоки развития народной педагогики и теоретические основы формирования народного воспитательного опыта.
За свою многовековую историю накопил богатый педагогический опыт. Это и бережное отношение человека к природе, особенно растительному и животному миру. Иван Александрович отмечал, что жизнь марийца была тесно связана с лесом. Он его кормил, материалом для строительства жилья снабжал: «Лес – волшебный мир черемисина».
Иван Александрович до последних дней своих занимался научными исследованиями, свидетельством чего стала монография «Этнопедагогика финно-угорских народов», вышедшая в 2009 г. в Йошкар-Оле: «Воспитательный опыт народа мари, фино-угров с древнейших времен формируется на основе принципа природосообразности. Под влиянием окружающих природных и социальных факторов, является высшим и основным принципом народного воспитания».
Мифтахетдин Акмулла (26 декабря – 192 года) – Башкирия
![]() |
|
Творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы выделяется тем, что в нем ярко отражено морально-этическое осмысление социальных проблем. Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия между людьми. В этом состояла особенность просветительства М. Акмуллы. Глубоко понимая роль нравственности в жизни общества, он оригинально решает проблему соотношения моральных представлений и знаний человека об окружающем мире.
По мнению М. Акмуллы, моральное воспитание должно предшествовать получению знаний, т.е. должно быть фактором познания.
Акмулла подчеркивает: «Захочешь открыть счастья и блага родник, наука и ремесла единственным станут средством».
Ему также принадлежат такие слова: «Полезно получать знания не только через русский, но, если в силах, и через французский», свидетельствующие о широте взглядов поэта. В Башкортостане он обучал детей на башкирском, в Казахстане детям казахов стремился давать знания на их родном языке.
Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка – наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека.
Поднимая прогрессивные идеи своего времени, борясь за просвещение народа, утверждая такие гражданские проблемы, как ответственность человека перед родиной и народом, Акмулла в своих взглядах стоял в основном на позициях материализма.
Человеком движет необходимость
есть и пить,
Коль посеян для него ризык,
будет он в пути.
Тонко понимая различие между светскими знаниями и религиозным верованием, Акмулла выступает за светское образование, видя в этом одно из средств нравственного просвещения и воспитания.
Изучив науки, ты познаешь добро,
Став совершенным, ты сделаешь добро.
Поэт уверен, что с помощью моральных проповедей можно установить отношения равенства и доверия людей. В этом состояла особенность просветительства Акмуллы. Моральное совершенство личности должно лечь в основу разумного общественного устройства.
Избавься, человек, от пороков,
Чтобы не был ты вместилищем грязи.
Исходным моментом этических воззрений Акмуллы является представление о существовании нравственных непреходящих ценностей, во что поэт искренне верил.
От того, что посеешь зло,
не исчезнет добро.
Если золото вымажешь в грязи,
От этого не потеряет блеска оно.