КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

90

Май. Легенда «Баймаган»

Художник Живило Мария, 2017Хороша киргизская степь, хорошо голубое небо, которое опрокинулось над ней бездонным куполом, хороши звездные степные ночи, но лучше всего новый кош старого Хайбибулы, в котором он живет со своей старухой Ужиной и молоденькой дочкой Гольдзейн.

Так думает молодой Баймаган, работник Хайбуллы; думает и поет:

В небе звезды,

И в коше Хайбибулы звезды…

Там и ночью светит солнце!

А в голове Баймагана,

Мысли, как птицы.

По времени написания легенда «Баймаган» («Баймыган») является первой. В 1886 году Д. Н. Мамин-Сибиряк представил легенду «Баймаган» для публичного чтения в «Общество любителей российской словесности» в связи с избранием его в члены этого общества. Впервые же легенда была напечатана лишь в 1891 году, в сборнике «Общества любителей российской словесности».

Легенда «Байгаман» о человеческой зависти, жадности, о самых низменных пороках, которые сидят в каждом из нас и которое увидеть можно, если сделаешь в своей жизни настоящий искренний добрый поступок.

В центре легенды «Баймаган» – батрак, пастух, работник, бедняк - слуга богатея Хайбибулы, имеющего табун в двести лошадей. Духовное прозрение киргизского батрака Баймагана во время бреда, постоянно мечтавшего о женитьбе на красавице-богачке Гольдзейн, - это открытие человеком жизненного закона: обретение богатства ценой хитрости, унижения, смерти других ведет самого человека к духовной смерти. Становится понятно, зачем писатель испытывает этого героя болезнью и состоянием бреда. Лучше в бреду увидеть, каким можно стать, чем, действительно, стать таким.

В реальной жизни мысли бедного пастуха заняты «красавицей Гольдзейн», ее недосягаемостью. В бреду мысли становятся не только более изощренными – Баймаган проживает свою жизнь. Проживает как явь унижения и насмешки Гольдзейн, падение с необъезженной лошади, уход от Хайбибулы, сколачивание денег на калым воровством в степи лошадей, женитьбу на Гольдзейн, унижение матери Гольдзейн, убийство Урмугуза, женитьбу на Макен, унижение уже Гольдзейн, желание убить из – за молоденькой Аяш Хайбибулу, неудавшееся убийство Хайбибулы.

Такое направление «воли» героя приводит к тому, что он не выдерживает в легенде и второго испытания - испытания человечностью, отказав в просьбе о помощи старой Ужине, выгнанной мужем, которой он раньше обещал покровительство. Герой оставляет ее на произвол судьбы, а ведь возможно, что именно через ее молитвы аллах «бросил росинку счастья» на Баймагана.

Третье испытание Баймагана - испытание «кровью» Хайбибулы Баймаган выдерживает: готовая нанести удар рука повисает как плеть. Последнее чувство героя во сне - ощущение открывшихся на голове старых ран от лошадиных копыт, когда жизнь начинает покидать героя вместе с горячей кровью. Эта вытекающая из героя «дурная кровь» - залог его будущего перерождения, пробуждения от сна «животного» существования. Герой возвращается к реальной жизни с сознанием, что он «дурной человек», «хуже всех», который «думал всегда о себе», а теперь ему «жаль всех людей», аллах показал ему его собственную душу.

Легенда обрывается в тот момент, когда «задумчивый и печальный» после своей болезни Баймаган женится на любящей его Макен, на которую он раньше не обращал внимания, очарованный гордой красотой Гольдзейн.

Художник Живило Мария, 2017Дорогая Макен, прежде я думал всегда о себе, — отвечал ей Баймаган, — думал, как бы мне устроиться лучше других. А теперь мне жаль всех людей, потому что я все вижу и все понимаю… Да, понимаю все и понимаю то великое зло, какое сидит в каждом человеке и обманывает всех. Мне иногда делается страшно за то зло, которое и в нас и вокруг нас. Я был глуп и ничего не понимал, но за одно доброе слово, которое я сказал несчастной старухе, аллах показал мне мою собственную душу.

Автор приводит Баймагана к пониманию, что если дорога в белые коши богатых пролегает через преступление, то несёт душевное опустошение. Баймаган, заглянувший в бездну, в которую затягивает человека страсть к наживе, предпочитает купленной любви искренность и равноправие чувства. Баймаган рад, что вовремя пришло прозрение - богатство, добытое ценой не одной смерти и унижения достоинства другого – страшная иллюзия счастья. Герой, а вместе с ним и читатель, понимает, сколько бед и ужасающих поступков обошли его стороной. Писатель дал возможность герою в бреду посмотреть на свою темную сторону и решить, уже в сознании, так будет жить дальше, или этот урок возродит в нем хорошего человека.

И оттого, что Мамин-Сибиряк рассказывал об этом в легенде как бы не от себя – как бы припоминая древнюю изустную легенду, на его произведение падал отблеск непреходящей мудрости. Писатель этой легендой, откровением, сошедшим на героя, напоминает нам: думайте, прежде чем что-то делать.

Иллюстрации: Мария Живило, 2017

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf