КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2
6
8
13
14
15
16
19
22
25
26
27
29
31

90

Май. Легенда «Баймаган»

Художник Живило Мария, 2017Хороша киргизская степь, хорошо голубое небо, которое опрокинулось над ней бездонным куполом, хороши звездные степные ночи, но лучше всего новый кош старого Хайбибулы, в котором он живет со своей старухой Ужиной и молоденькой дочкой Гольдзейн.

Так думает молодой Баймаган, работник Хайбуллы; думает и поет:

В небе звезды,

И в коше Хайбибулы звезды…

Там и ночью светит солнце!

А в голове Баймагана,

Мысли, как птицы.

По времени написания легенда «Баймаган» («Баймыган») является первой. В 1886 году Д. Н. Мамин-Сибиряк представил легенду «Баймаган» для публичного чтения в «Общество любителей российской словесности» в связи с избранием его в члены этого общества. Впервые же легенда была напечатана лишь в 1891 году, в сборнике «Общества любителей российской словесности».

Легенда «Байгаман» о человеческой зависти, жадности, о самых низменных пороках, которые сидят в каждом из нас и которое увидеть можно, если сделаешь в своей жизни настоящий искренний добрый поступок.

В центре легенды «Баймаган» – батрак, пастух, работник, бедняк - слуга богатея Хайбибулы, имеющего табун в двести лошадей. Духовное прозрение киргизского батрака Баймагана во время бреда, постоянно мечтавшего о женитьбе на красавице-богачке Гольдзейн, - это открытие человеком жизненного закона: обретение богатства ценой хитрости, унижения, смерти других ведет самого человека к духовной смерти. Становится понятно, зачем писатель испытывает этого героя болезнью и состоянием бреда. Лучше в бреду увидеть, каким можно стать, чем, действительно, стать таким.

В реальной жизни мысли бедного пастуха заняты «красавицей Гольдзейн», ее недосягаемостью. В бреду мысли становятся не только более изощренными – Баймаган проживает свою жизнь. Проживает как явь унижения и насмешки Гольдзейн, падение с необъезженной лошади, уход от Хайбибулы, сколачивание денег на калым воровством в степи лошадей, женитьбу на Гольдзейн, унижение матери Гольдзейн, убийство Урмугуза, женитьбу на Макен, унижение уже Гольдзейн, желание убить из – за молоденькой Аяш Хайбибулу, неудавшееся убийство Хайбибулы.

Такое направление «воли» героя приводит к тому, что он не выдерживает в легенде и второго испытания - испытания человечностью, отказав в просьбе о помощи старой Ужине, выгнанной мужем, которой он раньше обещал покровительство. Герой оставляет ее на произвол судьбы, а ведь возможно, что именно через ее молитвы аллах «бросил росинку счастья» на Баймагана.

Третье испытание Баймагана - испытание «кровью» Хайбибулы Баймаган выдерживает: готовая нанести удар рука повисает как плеть. Последнее чувство героя во сне - ощущение открывшихся на голове старых ран от лошадиных копыт, когда жизнь начинает покидать героя вместе с горячей кровью. Эта вытекающая из героя «дурная кровь» - залог его будущего перерождения, пробуждения от сна «животного» существования. Герой возвращается к реальной жизни с сознанием, что он «дурной человек», «хуже всех», который «думал всегда о себе», а теперь ему «жаль всех людей», аллах показал ему его собственную душу.

Легенда обрывается в тот момент, когда «задумчивый и печальный» после своей болезни Баймаган женится на любящей его Макен, на которую он раньше не обращал внимания, очарованный гордой красотой Гольдзейн.

Художник Живило Мария, 2017Дорогая Макен, прежде я думал всегда о себе, — отвечал ей Баймаган, — думал, как бы мне устроиться лучше других. А теперь мне жаль всех людей, потому что я все вижу и все понимаю… Да, понимаю все и понимаю то великое зло, какое сидит в каждом человеке и обманывает всех. Мне иногда делается страшно за то зло, которое и в нас и вокруг нас. Я был глуп и ничего не понимал, но за одно доброе слово, которое я сказал несчастной старухе, аллах показал мне мою собственную душу.

Автор приводит Баймагана к пониманию, что если дорога в белые коши богатых пролегает через преступление, то несёт душевное опустошение. Баймаган, заглянувший в бездну, в которую затягивает человека страсть к наживе, предпочитает купленной любви искренность и равноправие чувства. Баймаган рад, что вовремя пришло прозрение - богатство, добытое ценой не одной смерти и унижения достоинства другого – страшная иллюзия счастья. Герой, а вместе с ним и читатель, понимает, сколько бед и ужасающих поступков обошли его стороной. Писатель дал возможность герою в бреду посмотреть на свою темную сторону и решить, уже в сознании, так будет жить дальше, или этот урок возродит в нем хорошего человека.

И оттого, что Мамин-Сибиряк рассказывал об этом в легенде как бы не от себя – как бы припоминая древнюю изустную легенду, на его произведение падал отблеск непреходящей мудрости. Писатель этой легендой, откровением, сошедшим на героя, напоминает нам: думайте, прежде чем что-то делать.

Иллюстрации: Мария Живило, 2017

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf