КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
21
24

Воскресение Христово

Категория
Праздничные даты
Дата
2025-04-20

Праздник Пасхи несет в себе символ перехода от смерти к вечной светлой жизни. Подготовка к нему начинается с так называемого «Великого Поста». Длится он ровно сорок дней, в течение которых человек очищается как духовно так и физически. После этого начинается особое приготовление к Пасхе: за неделю до нее хозяйки прибирают в доме, украшают иконы и светлые образы листьями, цветами, ветками деревьев. За несколько дней до Пасхи православные верующие готовят традиционное и обязательное блюдо – пасхальные яйца, которые являются символом начала новой, божественной, жизни.

После этого приходит еще один пред-Пасхальный праздник – Чистый Четверг (именно в этот день пекутся куличи – второе традиционное блюдо). В Чистый Четверг люди исповедуются в храмах, очищая, таким образом, свое духовное тело. Так же в этот день принимали баню, от чего и произошло название праздника.

Далее идет Страстная Пятница, которая олицетворяет страдания Христа. С пятницы и до самого утра воскресенья прекращается колокольный звон. В субботу, начинается большая церковная служба, которая длится до следующего дня (священник читает литургию, вместе с ним поет церковный хор). На улицах можно услышать традиционное в этот день приветствие: «Христос Воскрес». В это праздничное воскресенье существует традиция: дети приходят в гости к своим родителям и вместе садятся за стол. Самые младшие несут куличи и небольшие подарки старшим. Сами столы накрываются очень богато, так как пост в этот день уже закончился: традиционными яствами являются мясо, рыба, куличи и выпечка.

 

Пасха у западных христиан

Праздник воскресения Христа является одним из самых великих в христианском мире. Но этот день несет в себе еще один древний смысл: прославление воскресающих богов растительности, которые почитались еще в дохристианские времена.

Традиций празднования Пасхи великое множество. В этот день принято поздравлять всех окружающих с Воскресением Христа. Очень любят дети и взрослые всяческие игры с пасхальными яйцами. Обычно в преддверии праздника их украшают всей семьей. Крашеные яйца также принято дарить родным, друзьям и всем дорогим сердцу людям.

Пасха у западных христиан не обходится и без церковной службы, которая возвещает мир о чуде Воскрешения Сына Божьего. В этот день освящают разные продукты, воду, которые употребляют после завершения самого строгого поста.

На бытовом уровне во время празднования Пасхи устраиваются театрализованные представления.

Затик – Пасха в Армении

Армянское слово «Затик» происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» («свобода, освобождаться») и означает избавление от страданий, зла и смерти. Приветствуя друг друга в Пасху, русские христиане говорят: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых!» – «Благословенно Воскресение Христово!»

Подготовка к празднованию Пасхи начинается после пяти часов Великой Субботы, когда по завершении церковного обряда Андастана (освящения четырех сторон света) каждая женщина в своем доме начинала готовиться к празднованию.

Пасхальные яйца красят субботним вечером, причем красятся они только в красный цвет – окраска яиц в другие цвета, кроме красного, была принята в зороастрийском Иране, как символ начала весны.

На праздничном столе обязательно должен присутствовать нвик или спитак банджар (алаязы), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.

Кроме того, в этот день армянские хозяйки подают в обязательном порядке кутап – рыбу, как символ этого дня, а также, плов с сушеными абрикосами, сливой и изюмом, пирог с луковой и бобовой начинкой, разные виды зелени, гату (изделие из теста с различной начинкой), лепешки из пшеницы, ахар (вареный барашек или петух), и другие пасхальные блюда, например, чечевичную похлебку с чоратаном, зеленым перцем, луком и чесноком – воспи апур.

Плов с изюмом олицетворяет землю, заселенную Богом людьми, а изюминки – это избранные, преодолевшие в своей душе сомнения Фомы Неверующего и поверившие в Воскресение Христа.

«Быдӟым нунал» «Великий день» (Пасха), удмуртский праздник

Празднуется через пять или семь недель после масленицы. Отмечать праздник начинали в четверг. Кулэм потон уй, ӵук мунчо уй, поркушуй, сенишной уй, великочетверик – «ночь выхода мертвых»  – Великий четверг. Считается, что в эту ночь к живым возвращаются мертвые, гуляют бесы – жобъёс, ишанъёс, ведуньёс. С вечера или утром моются в бане, веря, что обеспечат себе этим здоровье на целый год.

Страх перед колдовством преодолевался магическими действиями: в полночь ходили с трещотками, стреляли из ружей, жгли порох; ударяли хлыстами, палками по углам домов; ставили кресты на косяках окон, дверей дома и надворных построек, туда же втыкали ветки вереска, пихты или рябины вместе или по отдельности; утром окуривали углы избы вереском, сжигаемым на заслонках; разводили во дворе костер и прыгали через огонь, прогоняли по нему скот.

Ночь на Великий четверг считалась благоприятной для гаданий о будущей судьбе и для совершения магических действий с целью обеспечения хозяйственного благополучия.

Поскольку в эту ночь к живым в гости приходили души умерших предков, у них просили содействия в крестьянских делах.

Аграрная магия проявлялась в том, что хозяйка выходила в огород и кричала: «бакчаям одӥг но жагез ӧвӧл» («в огороде ни соринки нет»). Разжигала небольшой костерок из соломы и прошлогодней травы и произносила пожелания, чтобы не заводились в огороде и на поле жуки и черви и другие вредители сельскохозяйственных растений.

В ночь Великого четверга крестьяне, одевшись в белые одежды, повязав оборы лаптей справа налево, чтобы спутать негативные действия «нечистой силы» и самим стать частью иного мира, выходили за деревню, на перекресток дорог, подходили к амбарам, хлевам, хлебным кладям и «выслушивали» различные звуки. Скрип телег, груженых хлебом, стук молотильных цепов на гумне и другие звуки, соотносимые с земледельческими работами и хлебом, предвещал хороший урожай.

В ночь перед Пасхой в доме на полу постилали солому, а утром старались подмести ее снопом, в котором обязательно было несколько необмолоченных колосьев. Упавшие во время подметания пола зерна скармливали овцам, чтобы те давали потомство. На стол стелили белую скатерть, клали специально испеченный в этот день каравай хлеба, ставили солонку с солью, миску крашеных яиц, кумышку, табани. Хлеб и табани предварительно освящали во дворе или в семейной куале. В день Пасхи запрещалось что-либо делать, поэтому все дела старались закончить к этому дню: всю ночь шили, штопали.

Рано утром юноши верхом на лошадях объезжали деревню. Останавливались возле каждого дома. Им через окно подавали яйца. Яйца могли собирать и ребятишки. В этот день они обменивались крашеными яйцами и играли в игру зундэс питыръяса шудон (катание колец). Игра заключалась в том, что все игроки шли на гору, где устанавливалась доска. У нижнего ее края клали яйцо. Сверху по доске пускали кольцо. Если оно ударялось в яйцо, человек выигрывал, и яйцо доставалось ему. Побеждал тот, кто набирал больше яиц. Другой вариант игры заключался в том, что скатывали яйца. Смотрели, чье яйцо целее, и съедали его первым. Потом съедали и остальные. После пасхальной заутрени в удмуртских деревнях, как и в русских, бились яйцами: один брал яйцо в кулак или в горсть, острым концом вверх, а второй бил по яйцу противника острым концом своего яйца. Ударяя, приговаривали: «Курегед мед пузалоз!» («Пусть курица хорошо несется!»).

 
 

Все Даты:

  • 2025-04-20

Работает на iCagenda

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf