Back to Top
 
 

Начало Масленицы (масленичной недели), русский народный праздник

Категория
Праздничные даты
Даты
2026-02-16 - 2026-02-22

Чтобы узнать дату праздника, достаточно отнять от даты Пасхи 48 дней Великого поста. В 2026 году Масленица выпадает на 22 февраля. А Масленичная неделя начинается с 16 февраля.

Масленица

Масленица – самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник. Его история уходит корнями еще в дохристианскую Русь. Главный ритуал Масленицы – сжигание соломенного чучела Зимы – отголосок языческих обрядов.

Несмотря на то, что пришедшая на смену язычеству христианская религия отвергала все прежние культы, этот праздник так и не удалось стереть из народной памяти – настолько любим он был простым людом. Сегодня Масленица – это символ русских народных праздников с тысячелетней историей.

Для иностранных гостей, прибывших в Россию, считается большой удачей попасть на празднование Масленицы, ведь это означает прикоснуться к настоящей русской экзотике, воочию увидеть самобытные традиции самого большого государства в мире. Сегодня в России Масленицу празднуют, как и в старину, – с большим размахом, массовыми народными гуляниями, забавами и играми.

Уярня (Масленица), марийский праздник

Праздник Уярня справляется в период весеннего равноденствия через семь недель после праздника Шорыкйол, в конце февраля – начале марта.

Праздником Уярня открывался весенний цикл народного календаря марийцев. В основе его обрядности лежал аграрный культ, стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил.

Масленица справлялась в течение одной недели, а в некоторых местах и двух недель. Основные обрядовые действия совершались на первой неделе, называемой в народе «кугу Уярня» (большая Масленица). Вторая неделя называлась «изи Уярня» (малая Масленица). В некоторых местах, где праздник проводится одну неделю, первую половину – до четверга – именуют «ончыл Уярня» (передняя Масленица), а с четверга – варасе Уярня (поздняя Масленица).

Символически началом праздника считалось исполнение песни-заклинания «Уярня йор-йор, ой йор-йор!». Праздничные развлечения начинались в понедельник утром катанием с горы уярня курык (масленичная гора). С нее скатывались на санках (издер), дровнях (пу тер), ледяных санках (ийвол). Женщины приспосабливали для этого предметы быта и труда – начевки (уржа тагына), прялки (кунчылавондо), а также ржаные снопы (уржа кылта), веря в то, что таким бразом смогут повлиять на урожайность зерновых, обеспечат благополучие в земледельческих и домашних работах.

Характерной чертой марийской Масленицы было праздное времяпровождение с приемом гостей и хождением в гости.

В последний день праздника, в воскресенье или в понедельник, совершался обряд прощания с Масленицей. Молодежь, собрав накопившийся за праздничные дни мусор и закрепив пучок соломы или ржаной сноп на шесте, сжигала воображаемое изображение праздника с криком «Уярня каен! Вес ийлан адак тол!» («Масленица ушла! Приходи на следующий год»).

Вöй нунал (Масленица), удмуртский праздник

У удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в «нырысети нунал» (понедельник) – «вöй пырон» (встреча Масленицы) и завершался в «арня нунал» (воскресенье)  – «вöй келян» (проводы Масленицы).

Удмуртские деревни разделялись в Масляну неделю на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок. Женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели и катались с горы на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали «гондыртон» (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Саварни, этнический чувашский праздник

Саварни – аналог русской Масленицы – веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Изначально празднование саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей саварни продолжался две недели. Первая неделя называлась «асла саварни» (большая масленица), а вторая – «кёсён саварни» (малая масленица). Позднее, в связи с распространением христианства, чувашский саварни совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья.

Традиционное масленичное катание с горы в деревнях начинали дети. Того, кто первым прокладывал санный путь, называли «открывающим путь вешним водам» («шыв сулё усакан»), он пользовался всеобщим уважением. Ему, как самому проворному из всех ребят, доверяли начинать весенний сев. Каждый из детей при первом спуске с горы сыпал конопляные семена и приговаривал: «Пусть в этом году лен и конопля будут долгими!»

Ближе к обеду на гору выходили молодки и катались на прялках, а к вечеру их заменяли пожилые женщины. Считалось, что скатывание с гор на донце прялки приносит успех в женских делах – обработке волокна, прядении и ткачестве, изгоняет всякую хворобу.

В некоторых местностях в масленицу ходили ряженые «масленичные бабки» («саварни карчакё») и «масленичные деды» («баварии старике»). По народным представлениям, эти ряженые персонажи были призваны изгонять из селения злых духов и болезни.

День проводов масленицы отмечался особенно торжественно и весело. Молодежь на парах и тройках лошадей объезжала посолонь (по ходу солнца) всю округу, приглашала родственников из других деревень на проводы масленицы. Взрослые и старики устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами («икерчё») и колобками («йава»). Йава на масленицу непременно пекли с масляной лункой сверху. Все одаривали друг друга подарками, угощали маслеными блинами, орехами, семечками.

Ближе к полуночи все гостившие у родственников возвращались в родную деревню. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масленичной бабы» и скатывали ее с горки.

 
 

Все Даты:

  • с 2026-02-16 до 2026-02-22
Пользовательские настройки файлов cookie
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучший доступ к нашему веб-сайту. Если вы откажетесь от использования файлов cookie, этот веб-сайт может работать неправильно.
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Статистика СОМБ
Аналитика
Принять
Отказать
Неизвестный
Аналитика
Статистика
Аналитика
Принять
Отказать
Сохранить