КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
13
20
28

Апрель

ЭТНОПЕДАГОГИ

Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля – 175 лет – юбилей) – Чувашия

«Любой стране, любой нации нет славы большей,
как создавать нечто для всего».
 

Всю свою просветительскую работу Иван Яковлев построил на народных педагогических традициях, используя богатый опыт, наработанный в мировой педагогической культуре.

Первый труд Ивана Яковлева – о национальном празднике, известном, самое малое, полтора тысячелетия, второй труд – о народном календаре, третий – о величии родного слова, его могучей духовной силе. Далее следует новый этап деятельности, хотя просветителю только 25 лет: он создает «Букварь для чувашей», книгу «Начала истиннойверы» – о Христе и христианстве. В учебных книгах используются устные памятники народной словесности и сказки и рассказы Льва Толстого, которые потоком переливаются затем в чувашский фольклор, трансформированные, приспособленные к чувашской этнической среде, и становятся неотъемлемым компонентом культуры чувашского народа.

Иван Яковлев творчески осмыслил великое открытие народной педагогики о значении в самовоспитании человека рефлексии. При этом педагог с печалью обнаруживает своеобразие национального характера родного народа, проявляющееся в мнительности, робости, застенчивости, неуверенности, щепетильности, болезненной деликатности. С рефлексией Иван Яковлев связывает формирование духовного облика человека.

Мировое значение имеет опыт И. Яковлева в создании школы по образцу семьи. Эта школа представляла собой общину и функционировала вплоть до 1918 г. Школьный коллектив представлял собой большую, трудолюбивую, здоровую семью со своими устойчивыми, демократическими, гуманистическими, высоконравственными традициями, вынесенными из крестьянской педагогики. Учащиеся содержали себя собственным трудом, одевались и питались, как в чувашских крестьянских семьях. В школе отмечались национальные праздники, проводились хороводы, культивировались народные ремесла, соблюдались старинные трудовые традиции. «Духовное завещание» Ивана Яковлева выдержано в духе «Семи благословений», «Семи заповедей», известных в народной этике:

«Крепче всего берегите величайшую святыню веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче»;

«Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью»; «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного»;

«Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Охраняйте же это сокровище. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если сбережете семью, сбережете детей, создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда»;

«Верьте в силу мирного труда и любите его»; «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей»; «Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигнутые нечистыми средствами, успехи непрочные и временные...».

Иосиф Семенович Портнягин (24 апреля – 92 года) – Республика Саха

«Убежденно полагаю, что этнопедагогика «кут-сюр» в контексте целостной системы воспитания у саха представляет собой феноменальное явление педагогической культуры. «Кут-сюр» можно рассматривать как заметный вклад народа саха в мировую педагогику». Г.Н. Волков

Исследования культурно-исторических, духовно-национальных, воспитательных традиций народа саха в монографиях, научно-популярных изданиях, статьях Иосиф Семенович оставил в качестве наследия потомкам. Такие работы, как «Этнопедагогика кут-сюр», «Педагогическое воззрение народа саха», «Педагогические мысли о народной педагогике», «Верование айыы – основа здорового жизни».

Первая научная работа по якутской этнической педагогике, в которой исследованы аспекты воспитания в учениях айыы и школы «кут-сюр»: «В глубинах народной памяти сохранились вековые ценности такие, как «учение айыы» и школы воспитания «кут-сюр» имеющие большое воспитательное значение и в современных условиях, когда развитие общества характеризуется обилием новых проблем, и, в первую очередь многих проблем воспитания и формирования подрастающего поколения. Обращение к национальному, духовному богатству, нуждающемуся в сохранении и передаче грядущим поколениям – залог эффективного решения этих проблем».

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf