КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
4
7
13
17
23
30

Июль

Иван Степанович Михеев (1 июля – 147 лет) – Удмуртия

«Рассказы, басни, притчи, включенные в книги для чтения, пронизаны пафосом борьбы за утверждение гуманистических отношений между людьми».

Его служение родному удмуртскому народу является фактом совершенно беспримерным. Ибо служение это в первую очередь начиналось у него с кардинального вопроса самому себе: «А чем я могу САМ способствовать укреплению своего народа?» И на этот вопрос Иван Михеев отвечал своими реальными делами, никогда не взваливая то, что ему по силам, ни на окружающих, ни на государство. Каждую свою идею Иван Михеев подкреплял действенным поступком, направленным на благо своего народа. Он работал не для властей, он работал для народа, не разделяя его по национальностям.

В училище Иван Михеев начинает вплотную работать над солидным удмуртским календарем. Первый номер «Календаря для вотяков на 1905 год» выходит под полным его патронатом. Таких календарей в Казани он выпускает четыре – на 1905 год, на 1907 год, на 1908 год, на 1910 год. Эти календари стали средоточиями практической и духовной интеллектуальной удмуртской мысли в силу их оснащенности и общемировыми фактами, и явлениями из разных областей человеческой деятельности – политической, научной, технической, медицинской, гуманитарной и т.д. Они стали своеобразными удмуртскими окнами в мир.

Талант переводчика и педагога наиболее ярко проявился у И. Михеева при составлении Букваря. Книга насыщена разнообразными видами работ, богата текстами на нравственные темы. И. Михеев включил произведения удмуртского фольклора - загадки, поговорки, песни, легко воспринимаемые и близкие к жизни. Загадки рассчитаны на игру воображения, на развитие мышления. Они пробуждали у детей чувство юмора, способность к поэтической выдумке, умение находить в названиях окружающих предметов образный смысл. В букварь также включены чисто религиозные тексты и несколько поучений, призывающих к богоугодному образу жизни. Книга почти вся иллюстрирована. В конце помещено 40 статей для чтения, содержание которых взято из мира самих детей.

Иван Михеев в начале XX века предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и русском языках. Освоение курса начинал на родном языке учащихся, после овладения ими элементарными школьными навыками переходил к обучению русскому языку на «разговорных уроках». В обучении русскому языку главным считал усвоение разговорного языка, практикуясь живой разговорной речью и выполняя устные и письменные упражнения. Свои приемы обучения Михеев называл «методом целых предложений». Эта методика получила распространение в школах Поволжья, Средней Азии, Сибири, Кавказа.

Ученый большое значение придавал воспитанию будущих учителей. На своих лекциях он знакомил с основами психологии, прививал умение работать на земле, проводил показательные уроки, рекомендовал четкие схемы проведения всех уроков. Начинания Ивана Михеева в 30-е годы не были поняты: «Школа и вуз, привыкшие работать по шаблону и инструкциям, погубили в зародыше новаторские начинания этого педагога».

Иван Степанович Михеев является достоянием не только удмуртского народа но и кряшен, так как он по матери – кряшен, по отцу - удмурт. Михеев Иван Степанович стал лидером кряшенского движения, основателем Национального общества кряшен, издателем газеты «Кряшен», выдвинувшей лозунг «Кряшены – нация».

Януш Корчак (22 июля – 145 лет – юбилей)

«Уважайте… чистое, ясное,
непорочное святое детство!»

«Лучший друг детей», «печальный друг человечества», «добрый человек из Крахмальной», «педагог действительности и снов», «польский Песталоцци», «покровитель детей», «символ нравственности и религии современного мира», «доктор ума и сердца» – все это о Януше Корчаке.

Януш Корчак – одна из величайших фигур в современной педагогике. Он был многосторонней личностью с широкими интересами и глубокими познаниями, большим сочувствием к детям и искренним беспокойством обо всех социальных проблемах. Его страсть улучшить действительность, которую он наблюдал, привела его к писательству и журналистике. Януш Корчак обладал особенной индивидуальностью, которая оказывала сильное влияние на окружающих его людей, изменила, устаревшие научные догмы и заложила основы новых теорий. Он показывал пример того, как можно сделать мир лучше и красивее именно для детей.

Доктор Януш Корчак был не только прекрасным писателем, педагогом и создателем самой оригинальной и отличающейся от других системы воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца. 6 августа 1942 он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов.

«Изменить мир – это значит изменить воспитание», – пишет Корчак в своем произведении «Исповедь мотылька». И он нашел подтверждение своих мыслей в трудах Песталоцци. Идеи Песталоцци о том, что труд в сочетании с физическими упражнениями и играми благотворно сказывается на развитии детей, что воспитательные учреждения не должны ограничиваться выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приемов. А должны развивать разносторонние способности и навыки – нашли свое отражение в «Школе жизни» Корчака. В книге нашли яркое отражение взгляды Корчака о том, что школа должна вводить учащихся в круг живых знаний: «Главная обязанность ребенка в «школе жизни» труд, а вид и характер его зависит от индивидуальных способностей».

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf