КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
4
7
13
17
23
30

Октябрь

ЭТНОПЕДАГОГИ

Никитина Галина Аркадьевна (27 октября – 72 года) – Удмуртия

«… Моя судьба и жизнь тысячами нитей связана с моим народом…»

Крупное направление исследовательской деятельности – изучение народных знаний удмуртов (народная педагогика, медицина, метрология). Помимо научных статей в различных сборниках и монографиях, Г. А. Никитиной было подготовлено учебное пособие по народной педагогике удмуртов. Издание знакомит с воспитательными ценностями удмуртского народа конца XIX – начала XX в., основными факторами и направлениями, методами и формами социализации детей в удмуртском обществе. Приближение к теме привело автора к выводу, что «общая культура народа была глубоко педагогична», «удмуртский народ был и умней, и эрудированней, и искусней, чем его представляли некоторые дореволюционные авторы».

«Этническая социализация ребенка в семье осуществлялась через язык, взаимоотношения, труд, досуг, будни и праздники, ценностные ориентации. Особую воспитательную функцию выполняли семейные обряды. Помимо передачи культурного опыта предшествующих поколений, семейные праздники и обряды (впрочем, как и календарные) выполняли функцию социальной памяти. Участие в обрядах дисциплинировало и сплачивало всех. В праздниках, как и буднях и элементах быта, проявлялось этническое самосознание, и они играли роль этнического интегратора. Обряды осуществляли функцию социального контроля, регулируя поведение людей в определенных повторяющихся ситуациях. Нельзя не отметить силу их эмоционального воздействия на воспитание личности через символику, музыкальное и поэтическое оформление».

Геннадий Никандрович Волков (31 октября – 96 лет) – Чувашия

«Нам жизнь дана на добрые дела»

В педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 1970-х гг. академиком Г. Н. Волковым. Его работы: «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика» сыграли большую роль в формировании этнопедагогики. С этого периода она рассматривается в качестве самостоятельной отрасли научно-педагогического знания. Им были четко разграничены понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». Если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, то этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки. Этнопедагогику ученый определил как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа.

Он всесторонне рассмотрел понятие «народное воспитание» и сферу его влияния; определил его цели содержание, методы и средства; описал народный идеал совершенного человека. Им впервые была рассмотрена роль детской среды как мощного фактора самовоспитания и взаимного воспитания.

Г. Н. Волков заложил краеугольные камни этнопедагогики. Им сформулировано «золотое правило» этнопедагогики:

без памяти (исторической) нет традиций,

без традиций нет культуры,

без культуры нет воспитания,

без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа как исторической личности.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf