Февраль
ДЕД СЛЫШКО
Дед Слышко – рассказчик, у которого был вполне реальный прототип – сторож заводского склада Василий Хмелинин. Тем не менее, образ деда можно соотнести со сказителем баяном. Он единственный, кто знает весь описываемый им мир, он же выступает связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. |
«Звали его Хмелинин Василий Алексеевич, – отмечает П. П. Бажов в сказе «У старого рудника», – но это так только – по заводским и волостным спискам. Ребята обычно звали его дедушка Слышко. У взрослых было еще два прозвища, на которые старик откликался: Стаканчик и Протча...».
Дед этот лес караулил от пожаров сидя на Думной горе и рассказывал сказки ребятишкам. Точнее, на Урале это не сказки, а сказы да побывальщины. Среди той ребятни был и сын заводского рабочего Павел Бажов. Став взрослым, он из разрозненных рассказов создаст цельную картину уральского мифа.
«Среди взрослых он слыл бывальцем, знатоком всех наших песков, ловким балагуром и подковырой. А ребятам он был известен как самый занятный сказочник. Только свои рассказы он называл не сказками, а сказами да побывальщиной». |
Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко». Всезнайство Слышко не выходит за пределы сысертских заводов. Чтобы понять, что происходило вне обозримого для него пространства, он нуждается в помощи. Как и многие фольклорные персонажи, Слышко обладает целым рядом посредников, среди которых и живые герои, и неодушевленные магические предметы.
Дед Слышко важен не только как рассказчик, передатчик известных ему сказов, но и как личность. Он, старый мастер, многое повидавший и, главное, испытавший на своем веку, является выразителем мнения и отношения народа к окружающему, к народным героям, к народным угнетателям. Первыми он восхищается, вторыми возмущается, язвит и смеется над их глупостью и ничтожеством, клеймит коварство и злобу. Особенно достается от него барам и приказчикам, а одобрение, восхищение рассказчика относится к героям активным, способным постоять за себя и других. Свои истории разным людям Слышко рассказывал по-разному: развлекая заводских хозяев, он делал Хозяйку Медной горы не слишком симпатичной фигурой. И наоборот: мальчишки, узнав о Хозяйке от Василия Алексеевича, мечтали когда-нибудь ее повстречать. Истории были яркими – Павел Петрович Бажов запомнил их на всю жизнь.
Несмотря на заявленное авторство «Сказов», Слышко выступает в качестве alter ego самого Бажова, заменяя его в сознании читателей. В газете «Березовский рабочий» за 12.12.1978 года был опубликован рассказ пенсионерки А. Носыревой о памятной встрече с Павлом Петровичем Бажовым в 1942 году учащихся и учителей школы № 1, в которой в годы войны располагался госпиталь. «П. П. Бажов, – вспоминает А. Носырева, – приехал к точно назначенному сроку. Вошел, улыбнулся красивый, статный пожилой человек с большими добрыми и мудрыми глазами». Бажов был настолько интересным «сказителем», что его слушали ребята, как говорится, раскрыв рты. Он поведал о том, как создавались его чудесные произведения, где он собирал материал. Многие сказы он читал на память и перед учащимися, как живые вставали образы героев его произведений – Хозяйка Медрой горы, Данила-мастер, Великий Полоз...
С помощью образа Слышко у Бажова и создавалась неповторимая художественная привлекательность сказов. Умный, проницательный, достаточно лукавый, добродушный и ласковый к хорошим людям и по-настоящему колючий к людям с гнильцой, бездельникам и тунеядцам – таков он во всех сказах, связанных с его именем. И совсем не случайно П. П. Бажов в начале 40-х годов приходит к мысли старательно собрать и самым внимательным образом обработать рассказы стариков около таких старых месторождений, как Меднорудянское, Быньговское и особенно Березовское и Мурзинское.
В 1942 году, делясь творческими замыслами, Павел Петрович признался, что его давно тянет на Березовский рудник, где, по его мнению, у стариков накопилось столько «сырья», что любой сказ можно сделать. И в конце 1942 года он побывал в Березовском заводе, где у него были интересные встречи, но не сказового порядка. От поездки осталась «заноза», оказалось, что на старейшем уральском золотом руднике кладоискательские фантастические рассказы не собраны. Бажов сокрушался: «Надо бы тут посидеть, пожить, поговорить с дедушкой Слышко в штанах или юбке все равно. Договориться до настоящего материала».
Как отмечала Л. И. Скорино (книга Людмилы Ивановны «Павел Петрович Бажов» – первая монография о жизни и творчестве писателя. В своей книге исследователь снимает вопрос о Бажове как «обработчике» фольклора), именно заводские старики выполняют важную социокультурную функцию: они являются хранителями мировоззренческого и социального опыта. По словам исследовательницы, «приисковые старые рабочие служат великому делу – связи времен».