Июль
ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ
Змей властен над всем золотом, может опоясать его, притянуть к себе: «где он пройдет – туда оно и побежит». |
Исполинский Змей, прозванный на Урале Великим Полозом – еще один Хозяин земных недр. Уральский Великий Полоз унаследовал многое из архаичного представления наших гиперборейских предков.
Он хранитель недр, прежде всего золота. Его отличие в способности принимать личину человека, а потом превращаться обратно. Выползать на свет божий привык прямо из-под земли.
По уральским поверьям, где проползет Полоз, там и золото. П. П. Бажов пишет:
И вот видят ребята – человека того уж нет. Которое место до пояса – все это голова стала, а от пояса шея. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к рябиновке, а из земли все кольца выходят и выходят. Ровно им конца нет... Дошел до рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит: – заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!
Но если у людей начнется жадность, драка или обман, то пропадет жилка тут же, значит отвел Полоз золото. Великий Полоз, как и Хозяйка Медной горы, охраняет свои владения, стараясь не допускать человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде». Бажов описывает Полоза как исполинского змея с человеческим лицом. В своем истинном обличии змей настолько огромен, что когда перемещается по земле, его сверкающие золотой чешуею кольца видны над верхушками деревьев.
Фигура Полоза создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет горняков и рудознатцев.
С ним даже связывают возникновение Уральских гор: «Решил гигантский Полоз опоясать землю, однако остановился у порога Северного-Ледовитого океана, а затем и окаменел, превратившись в Уральский хребет: его кровь стала нефтью, а внутренности – полезными ископаемыми».
Может полоз и человеком обернуться, с золотою бородой да в богатых иноземных одеждах. Глаза зеленые, светятся, как у кошки, а смотрят ласково, по-доброму. Мужская ипостась змея проявляется в сказе «Про великого Полоза». Цвет одежды символизирует золотые залежи, ведь желтый и красный цвета – функциональные эквиваленты огня, второй ипостаси золота. Огненная сущность Полоза проявляется и в том, что он оставляет после себя участки выжженной земли.
Избыточный вес персонажа – тяжесть драгоценного металла. Яркое свечение глаз и желтый отлив кожи – телесные аномалии, выдающие сверхъестественную суть персонажа. От Полоза исходит блеск камня: «свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло».
«Кафтан это на нем, штаны – все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, тоже из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева по ней красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. Мужик… грузный. На котором месте встал, под ногами у него земля вдавилась».
Обитает змей в пещерах и старых штольнях, горах, лесах, болотах – на территориях потенциально опасных для человека. «А ходить он может и по земле, и под землей, как ему надо, места может окружить сколько хочет». Обычно люди стремятся избегать встречи с этим существом, так как оно достаточно агрессивно настроено. Лишь бесстрашные, отважные люди типа одинокого отставного солдата Семеныча без опаски подходят на близкое расстояние.
Наиболее активен змей на закате и восходе солнца, в полночь, в полдень. Встреча с ним регулируется рядом запретов ритуально-этического характера. Запрещено, к примеру, рассказывать о столкновении с фантастическим существом – «Молчок про эти дела, а то все испортите». Не допускаются ссоры из-за добычи, не следует лгать, проявлять алчность, жестокость, во всем необходимо соблюдать справедливость». «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенства были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял».
Великий Полоз как хранитель и хозяин золота осуществляет по отношению к человеку принцип морально-этической справедливости. Он «отводит» золото, стягивает его по кольцу, если из-за него между людьми начинается драка, смертоубийство или если рассыпанное золото, найденное старателями, забирает контора. Не случайно, одаряя по просьбе Семеныча сыновей Левонтия, Пантелея и Костьку золотой жилой, Полоз все-таки выражает сомнение: «А не испортим мы с тобой этих ребятишек? …Меньшенький-то вон тонкогубик. Как бы жадный не оказался». Эти слова Полоза оказались пророческими. Его дар действительно губит Костьку Рыжего, убивая в нем человека. Это своеобразный дракон, который накажет любого, кто попытается его «ограбить». Он олицетворяет вечное желание старателей выбраться из нищеты, внезапно разбогатев.
Коренные жители Урала вогулы, обожествляли некоторые горные вершины, населяли их духами и «ялпын уй» – священными животными. Зачастую даже самим горным хребтам приписывалось «змеиное» происхождение. В далёкой древности коренные племена Урала, зыряне и манси, пытались объяснить происхождение протянувшегося на три тысячи километров горного хребта. Учитывая форму Уральских гор, речь неизменно шла о змеях, которых в этих краях особенно чтили.
В сказаниях говорится, что некогда появился на свете Полоз, что решил охватить собою всю землю. Он был велик, и, не исключено, что такой замысел был бы воплощён в жизнь, но Полоз столкнулся с непредвиденной преградой. Оказавшись рядом с Северным Ледовитым океаном, он уткнулся в него и заледенел.
Вот например Евгений Пермяк в своем сборнике «Уральские были-небылицы» на свой манер пересказывает легенду о происхождении Каменного пояса:
<…> Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем… Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей. <…>
И решил он через льды холодных морей напрямки махнуть. Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел.
Тогда змей дном моря пошел. Ему то, что при неохватной-то толщине? Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-Полоза, как ни кипит все вокруг, а море все ж таки не лохань с водой. Не нагреешь. Остывать начал полоз. С головы. Ну, а коли голову застудил – и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел. Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами. Ребра – камнем. Позвонки, хребты, стали скалами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой. И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были. <…>.
Евгений Пермяк «Сказка-призказка про родной Урал».
Красивая легенда. Жаль, забывают ее понемногу. Оброс Седой Урал заводиками, все копаются, все что-то добывают, перерабатывают… Старые они, Уральские горы. Спит наш Полоз много веков…