1135 лет со дня рождения киевской княгини, правительницы Великокняжеского государства Ольги
Равноапостольная княгиня Ольга – первая женщина на Руси, причисленная к лику святых. До сих пор исследователи спорят, кем была эта выдающаяся историческая личность, которую иноземные правители называли «королевой русов». Кто-то считает ее внучкой варяжских викингов, кто-то правнучкой Гостомысла – правителя Новгорода до призвания на княжение Рюрика, а кто-то – простой девушкой из-под Пскова, дочерью местного лодочника, державшего переправу на реке Великой.
Древнейшие сведения, повествующие о житии святой Ольги, изложены в Иоакимовой летописи – рукописи, составленной первым новгородским епископом Иоакимом, жившим всего лишь через 50 лет после ее кончины.
Княгиня Ольга является первой женщиной – правительницей Руси, она была регентом при малолетнем сыне Святославе, после убийства её мужа Игоря Рюриковича древлянами. За время своего правления она не вела боевых действий, все вопросы по внешней политике старалась решать переговорами. Ольгу больше интересовала внутренняя политика подвластных ей земель, в решении которых она несомненно преуспела. Когда её сын Святослав вырос, и часто стал отлучаться из Киева, находясь в походах, она продолжала править Русью. Посещая Константинополь в 957 году, она приняла крещение, а затем стала укреплять христианство среди племён. Древнеславянские боги были низвергнуты именно ею.
Во время военных походов Святослава, княгиня правила страной «железной рукой». Она внедрила много реформ. После победы над дремлянами она начинает строительство домов из камня. Ольга хорошо помнила, как пылала столица ненавистного врага. Одним из первых каменных строений стал её дом, а затем и городской дворец. Создала центры для торговли и обмена, так она наладила сбор подати. При этом было строго установлено время, периодичность и размер дани. Каждому княжеству был назначен налог, который прозвали «полюдья». |
Все земли, бывшие в подчинении у Киева, были обязаны платить, в каждом таком княжестве был назначен тиун – княжеский подчинённый, он был ответственен за приём и учёт подати, а также в его обязанность входила и доставки натуральных продуктов в столицу. В ее житии было сказано: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Почитание Ольги было так велико, что в 1547 году она была признана не просто святой, но равноапостальной. Таких из женщин во всем мире еще только 5, в числе которых, например, Мария Магдалина.
Легенда о любви князя Игоря и княжны Ольги. История любви князя Игоря и Ольги необычна тем, что за давностью лет она превратилась в народную сказку. Поскольку речь в ней велась о правителях династии Рюриковичей, эта легенда имела большой политический смысл для последующих государей. |
По преданию, Ольга была простой девушкой, которую полюбил князь Игорь. Она покорила князя умом и смелостью.
Однажды князь Игорь, тогда еще юноша, охотился в Псковской земле, как вдруг на противоположном берегу реки увидел, по словам летописца, "лов желанный", то есть богатые охотничьи угодья.
Однако попасть на тот берег было не так-то просто, потому что речка была стремительной, а у князя не имелось «ладьицы» – лодки.
«И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная» (так на современный русский язык переводят старинные прилагательные «вельми юна сущи, доброзрачна же и мужествена»).
«И уязвися видением… и разгореся желанием на ню (к ней), и некия глаголы глумлением претворяше к ней», – сообщается о первой встрече Ольги с ее будущим мужем, князем Игорем, в Степенной книге царского родословия. Этот исторический памятник официальной московской идеологии был составлен в середине 16-го столетия сподвижником митрополита Макария, протопопом московского кремлевского Благовещенского собора Андреем, ставшим впоследствии, под именем Афанасий, московским митрополитом.
Ольга отвечала князю не как юная дева, но как умудренная жизненным опытом женщина – «не юношески, но старческим смыслом поношая ему»: «Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то, как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью (дословно: «о моем сиротстве»), то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну…» Мы процитировали этот отрывок в переводе историка и писателя Алексея Карпова.
Остальной участок пути молодые люди проделали в полном молчании. Князь Игорь вернулся в Киев. Спустя некоторое время ему настало время жениться: «и повелению его бывшу изобрести ему невесту на брак». Князю повсюду стали искать невесту. Игорь вспомнил «дивную в девицех» Ольгу, ее «хитростные глаголы» и «целомудренный нрав» и послал за ней «сродника» своего Олега, который «с подобающею честию» привел юную деву в Киев, «и тако сочьтана бысть ему законом брака». |
Вот такая легенда об Ольге, которая была одним из любимых персонажей русского фольклора на протяжении столетий, передавали спустя шесть веков после ее жизни и смерти. В народном сознании Ольга оказалась мудрее и киевского князя, и – в других рассказах – византийского императора. А отводимая ей роль перевозчицы, как подчеркивают исследователи народных сказаний, тоже далеко не случайна. Переправа через реку – это не просто перемещение в пространстве.
В русских обрядовых песнях переправа через реку символизирует перемену в судьбе девушки: ее соединение с суженым, превращение в замужнюю женщину. Первая встреча Ольги с Игорем предопределила ее будущее замещение Игоря в качестве правителя его державы.
В песне «Когда было молодцу пора-время великая» из Сборника Кирши Данилова (XVIII в.) молодец подъезжает к реке Смородине и просит ее показать броды и мосточки; река отвечает ему «человеческим голосом, да и душой красной девицей», что обычно берет с «кониного брода» по коню, а с калинова мосточка – по удалому молодцу, но его она и так пропустит. Переехав через речку, молодец начинает над ней насмехаться, дескать, «она хуже, быстра река, тое лужи дожжевыя»; тогда река Смородина заманивает его и, разлившись, топит в глубоком омуте, приговаривая, что погубила его похвальба.
В сказке «Иван-царевич и Царь-девица»: герой со своей «охотой» подъезжает к реке, где девица полощет белье, и затевает с ней диалог о перевозе.
«В свадебных песнях русских и белорусов мотив перехода имеет семантику благополучного брачного перехода: жених переводит невесту по кладке/жердочке на свою сторону. Изредка исполняемая песня с мотивом «падения» жениха носит испытательный, или инициальный, смысл: жениха «спасают» невеста, сваха, брат». В данном случае за успех испытания можно счесть то, что Игорь внял проповеди и отказался от греховных посягательств на красивую перевозчицу.
Вот сколько символов, и все они прекрасно отвечают образу княгини Ольги, которая первой «перевезла» Русь от язычества к христианству.
|