КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
21
25
28

1045 лет со времени рождения мусульманского философа, врача, поэта Ибн Сины (Авиценны)


Среди философов и мыслителей арабского Востока в средние века особое место занимает Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина или в европейском варианте Авиценна. Мудрец, астроном и врачеватель. Современник Бируни, он был одним из участников Хорезмской академии Мамуна. Было такое сообщество учёных в Средней Азии в XI веке. Там работали многие выдающиеся философы и учёные, которые, как и Бируни, незаслуженно замалчиваются в наше время. Но вот так получилось, что ибн Сино помнят во всём мире.

Свои главные труды Авиценна смог закончить. Его книга «Канон врачевания» был настольной книгой всех медиков Старого Света в течение восьмисот лет. 

При жизни и после смерти о его прозорливости и знаниях слагали легенды. Ходили даже слухи, что Авиценна знал секрет вечной молодости. То есть ему был знаком рецепт зелья, именуемый у алхимиков «Эликсир молодости».

Авиценна умер в дороге, оставив завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю. Люди отказывались верить тому, что врач, которому всегда удавалось справиться с болезнью и вернуть к жизни тех, кому уже не суждено оставаться на этом свете, не сумел вылечить самого себя. Так родилась легенда о том, что ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые должны были воскресить умершее тело, и велел ученику после смерти оживить его, применяя их в определенной последовательности. Вскоре ученый умер, и тот приступил к врачеванию.

Снадобья оказывали необычайное действие – тело становилось все более юным, казалось, учитель вот-вот проснется и заговорит. Это глубоко потрясло юношу. И только он стал подносить к телу сороковой бальзам, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Эликсир выскользнул из дрожащих рук и разбился…

Легенда про Ибн Сина. 

Авиценна не оканчивал специализированных академий, но уже к семнадцати годам, благодаря практическому опыту, накопленному путем преодоления суровых средневековых запретов, стал личным врачом бухарского эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой. В 18 лет он переписывается с крупнейшими учеными Востока и дискутирует с ними по вопросам физики, философии и астрономии. Ибн Сина разработал целое учение о диагностике по пульсу: Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой.

 

На этот счет легенда гласит, что когда у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело.

Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюбленных, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Другая легенда рассказывает о том, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Произнося ряд слов, по изменению пульса он зафиксировал, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Это был первый в истории случай психодиагностики, так как учение ибн Сина о воздействии аффективных состояний на глубинные органические процессы античность еще не знала.

Когда-то давно принц, сын правителя Бухары безумно влюбился в красавицу из бедной семьи.

Он был принц, а она – всего лишь дочь ремесленника, и по законам того времени они не могли быть вместе. Принц, мучимый съедающей его тоской неразделенной любви, Принц стал плохо есть, замкнулся в себе, по ночам мучился бессонницей, а его близкие не могли понять, почему юноша угасает на глазах. 

Он ослаб настолько, что близкие, обеспокоенные состоянием юноши, привели его к Абу Али ибн Сине.

Расспросы о причинах болезни не дали никаких результатов: Принц просто не хотел раскрывать свои сердечные переживания, понимая безысходность своей тоски.

Тогда ибн Сина стал определять причину болезни по пульсу. Он мог совершенно точно определить любую болезнь по пульсу пациента. Сердцебиение юноши указывало на любовные муки.

Ибн Сина велел привести к нему человека, который бы знал названия всех кварталов города. Когда его привели, ибн Сина стал наблюдать за пульсом больного, а знаток города стал громко называть наименования кварталов... При произнесении одного из них у принца участился пульс. Затем нашли человека, который знал по имени всех жильцов названного квартала. Его попросили называть имена глав семей, проживавших в том квартале. Ибн Сина продолжал следить за пульсом больного. Когда было произнесено имя одного ремесленника, стало заметно волнение принца. Привели ремесленника и попросили называть имена своих детей. Когда он произнес имя дочери, сердце принца забилось часто-часто. 

Тайна раскрылась: принц был влюблен в дочь ремесленника. Выяснив это, ибн Сина назначил лечение: давать истощенному юноше один раз в неделю Плов - «палов ош» до тех пор, пока не восстановятся силы, а затем сыграть свадьбу.

БАЛЛАДА ПОСЛЕДНИХ ТРАВ (отрывок)

Учитель вцепился руками

в широкие рукава.

Еще невнятней и тише

стали его слова:

Ты видишь там сорок сосудов,

в них сгусток трав и огня.

Если ты будешь точен,

ты к жизни вернешь меня.

Надписаны все лекарства,

волшебный черед не забудь

Одно ты вольешь мне в губы,

другим разотрешь мне грудь.

А если не будет угодно

меня воскресить судьбе,

Раздай имущество бедным,

а книги возьми себе.

Да, вот еще… он приподнялся

и воздух схватил рукой.

И тихо осел, и замер,

морщинистый и сухой.

Забыв обо всем на свете,

его обхватил Джузджани.

Зачем-то трясет ему плечи,

будто проснутся они.

Растерянный, одинокий,

как путник, забывший свой путь,

он молит и молит аллаха

учителя к жизни вернуть.

Как женщина, стонет и плачет,

беспомощно глядя вокруг. 

И вдруг замечает сосуды,

которые ждут его рук.

А руки ему непослушны,

как будто он весь костяной.

Но к точности он недаром

приучен был Ибн Синой.

Разжав учителю зубы,

он льет ему снадобье в рот.

То ноги ему увлажняет,

то спину, то грудь ему трет.

Упругим становится тело,

теплеет и ширится грудь.

Разглаживаются морщины,

лицо розовеет чуть-чуть.

Стоит Джузджани, пораженный

великим свершеньем земным

Совсем молодой и прекрасный

учитель лежит перед ним.

Текут благодарные слезы,

а руки лекарство несут.

И вот остается последний,

вдыхающий душу сосуд.

Схватил Джузджани его в руки,

не веря и веря тому,

что скоро из дальней дороги

учитель вернется к нему.

Пошел, заспешил, поскользнулся,

усталые ноги заплел.

И выронил дивную ношу

на кряжистый глиняный пол.

Глядит он на мокрую глину,

беспомощный крик затая,

Стекают последние капли

несбывшегося бытия.

Учитель!.. А хмурое время

уже заспешило назад —

И лоб ему режут морщины,

и щеки опять бороздят.

С тех пор Джузджани безутешный,

все соки земли перебрав,

до смерти искал сочетанье

последних невыпитых трав.

…Я верю, что есть оно в мире

в нем жизни людской торжество.

И может быть, новый Великий

однажды отыщет его.

 

МОНОЛОГ ИБН СИНЫ

 

От глубин преисподней до дальних планет

Мирозданья загадкам нашел я ответ,

Все узлы развязал, все оковы разрушил,

Узел смерти один не распутал я нет.