КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
14
15
16
20
21
22
24
25
27
28
29

Этнокультурный портрет

«Этнография учит человечности…»
Заведующий отделом Кавказа Института
этнологии и антропологии РАН 
профессор Сергей Александрович Арутюнов

Представляем вашему вниманию, уважаемые читатели, ЭТНОпортреты ученых-этнографов, которым в 2024 году мы будем отмечать юбилей.

Почему именно сейчас так важно сохранить и приумножить этнографическое наследие? На этот вопрос у арабиста и исламоведа, доктора исторических наук, профессора, главного редактора международного журнала «Manuscripta Orientalia», заместителя директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ефима Анатольевича Резвана есть ответ:

«До 1929 года этнография была в СССР царицей наук. Потом, в силу разных процессов, она превратилась во вспомогательную историческую дисциплину. Сейчас этнография снова становится самостоятельной и востребованной наукой. Сегодня все осознают, что мощнейшее оружие, которое может быть применено против России, и не только против нее, – это спекуляции вокруг национального состава государства, попытки вбить клин между разными народами. У нас гигантская многонациональная страна, и управлять ею можно только хорошо понимая национальные особенности, потребности и приоритеты того или иного народа. Иначе неизбежны серьезные проблемы». 

В последние годы в России всё чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает «народоописание», как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX века, а этнология, т.е. «народоведение», как это принято в ряде научных школ Запада. Сегодня основным объектом внимания этнографии (этнологии) является биосоциальная общность — этнос (народ), а основной задачей этнографов — исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными и глобальными взаимосвязями.

Согласно «Толкового словаря русского языка» под редакцией Ушакова:

«Этнография, этнографии, мн. нет, ж. (от греч. ethnos — народ и grapho — описываю).

  1. Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
  2. Самый предмет изучения этой науки — особенности быта, нравов, культуры той или иной народности. Этнография края, области».

Согласно «Большого энциклопедического словаря» (БЭС):

«Этнография (от греч. ethnos — племя — народ и …графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. ХIХ в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца ХIХ в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в ХХ в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросэ».

Таким образом, этнография — это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей. В процессе сравнения исторических фактов с современными данными этнографы получают возможность воссоздать картину происхождения и существования этносов, а также описать их культуру, традиции и обычаи.

Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством, смыкаясь тем самым с социологией.

Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов. Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие учёные.

В честь дня рождения выдающегося путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая в России 17 июля отмечается праздник – День этнографа. Он создал более двухсот научных работ, оберегал колониальные народы и был ярым противником расизма и колониализма. Говорят, что впервые событие отметил Р.Ф. Итс, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ.

В России этнография принадлежит к вспомогательным историческим дисциплинам и изучает материальную и духовную культуру народов, их культурно-исторические взаимоотношения. Предмет науки об этносах — происхождение, расселение народов, их быт и традиции. При этом ключевым методом сбора информации для этнографов служит непосредственное наблюдение изучаемых объектов. В частности, этнограф или живет среди народа, который он изучает, или собственноручно исследует артефакты раскопок.

Уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка мы также причисляем к этнографам. Всероссийская известность к Мамину-Сибиряку пришла после публикации его путевых заметок «От Урала до Москвы». Это очерки о жизни тогдашнего уральского края, включающие в себя красочные описания природы, обычаев и нравов местного населения. В очерке «Бойцы» он пишет об этнографе:

«Обитатели этих чусовских деревушек для этнографа представляют глубокий интерес как последние представители вымирающего племени. Когда-то вогулы были настолько сильны, что могли воевать даже с царскими воеводами и Ермаком, а теперь это жалкое племя рассеяно по Уралу отдельными кустами и чахнет по местным дебрям и трущобам в вопиющей нужде. Сохранили же чусовские известняки разных Amplexus multiplex, Fenestella Veneris, Chonetes sarcinulata [Названия вымерших пород моллюсков (лат.).] и так далее, а от вогул останется только смутное воспоминание».

Этнограф, руководитель Приобского Восточнославянского этнографического отряда, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник и заведующая отделом этнографии в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Елена Федоровна Фурсова в интервью корреспонденту электронного периодического издания «Научная Россия» сказала:

«В нашей профессии без любви и уважения к человеку, к конкретному информанту стать профессионалом невозможно — ты просто не сможешь создать себе соответствующий источник…»

Эту же способность сформулировали  в 1920-е годы в десяти заповедях своей профессии  этнографы Лев Яковлевич Штернберг и Владимир Германович Богораз. Вторая заповедь гласит:

«Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: несть ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию - не знает ни одной».

Чтобы жить с любым народом в дружбе и добрососедстве, его нужно знать. Особенно это касается многонациональных регионов, где живут различные по языку и культуре народы. Без знания культурно-бытовых особенностей живущих на Земле народов невозможно установление между ними экономических, политических и культурных контактов.

Индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор говорил: «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног». Иными словами, не стоит изолировать ту или иную культуру от остальных, наоборот, нельзя препятствовать свободному культурному обмену – диалогу культур.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf