Этнокультурный портрет
«Этнография учит человечности…» |
Представляем вашему вниманию, уважаемые читатели, ЭТНОпортреты ученых-этнографов, которым в 2024 году мы будем отмечать юбилей.
Почему именно сейчас так важно сохранить и приумножить этнографическое наследие? На этот вопрос у арабиста и исламоведа, доктора исторических наук, профессора, главного редактора международного журнала «Manuscripta Orientalia», заместителя директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ефима Анатольевича Резвана есть ответ:
«До 1929 года этнография была в СССР царицей наук. Потом, в силу разных процессов, она превратилась во вспомогательную историческую дисциплину. Сейчас этнография снова становится самостоятельной и востребованной наукой. Сегодня все осознают, что мощнейшее оружие, которое может быть применено против России, и не только против нее, – это спекуляции вокруг национального состава государства, попытки вбить клин между разными народами. У нас гигантская многонациональная страна, и управлять ею можно только хорошо понимая национальные особенности, потребности и приоритеты того или иного народа. Иначе неизбежны серьезные проблемы».
В последние годы в России всё чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает «народоописание», как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX века, а этнология, т.е. «народоведение», как это принято в ряде научных школ Запада. Сегодня основным объектом внимания этнографии (этнологии) является биосоциальная общность — этнос (народ), а основной задачей этнографов — исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными и глобальными взаимосвязями.
Согласно «Толкового словаря русского языка» под редакцией Ушакова:
«Этнография, этнографии, мн. нет, ж. (от греч. ethnos — народ и grapho — описываю).
- Наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
- Самый предмет изучения этой науки — особенности быта, нравов, культуры той или иной народности. Этнография края, области».
Согласно «Большого энциклопедического словаря» (БЭС):
«Этнография (от греч. ethnos — племя — народ и …графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. ХIХ в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца ХIХ в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в ХХ в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросэ».
Таким образом, этнография — это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей. В процессе сравнения исторических фактов с современными данными этнографы получают возможность воссоздать картину происхождения и существования этносов, а также описать их культуру, традиции и обычаи.
Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством, смыкаясь тем самым с социологией.
Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов. Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие учёные.
В честь дня рождения выдающегося путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая в России 17 июля отмечается праздник – День этнографа. Он создал более двухсот научных работ, оберегал колониальные народы и был ярым противником расизма и колониализма. Говорят, что впервые событие отметил Р.Ф. Итс, заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ.
В России этнография принадлежит к вспомогательным историческим дисциплинам и изучает материальную и духовную культуру народов, их культурно-исторические взаимоотношения. Предмет науки об этносах — происхождение, расселение народов, их быт и традиции. При этом ключевым методом сбора информации для этнографов служит непосредственное наблюдение изучаемых объектов. В частности, этнограф или живет среди народа, который он изучает, или собственноручно исследует артефакты раскопок.
Уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка мы также причисляем к этнографам. Всероссийская известность к Мамину-Сибиряку пришла после публикации его путевых заметок «От Урала до Москвы». Это очерки о жизни тогдашнего уральского края, включающие в себя красочные описания природы, обычаев и нравов местного населения. В очерке «Бойцы» он пишет об этнографе:
«Обитатели этих чусовских деревушек для этнографа представляют глубокий интерес как последние представители вымирающего племени. Когда-то вогулы были настолько сильны, что могли воевать даже с царскими воеводами и Ермаком, а теперь это жалкое племя рассеяно по Уралу отдельными кустами и чахнет по местным дебрям и трущобам в вопиющей нужде. Сохранили же чусовские известняки разных Amplexus multiplex, Fenestella Veneris, Chonetes sarcinulata [Названия вымерших пород моллюсков (лат.).] и так далее, а от вогул останется только смутное воспоминание».
Этнограф, руководитель Приобского Восточнославянского этнографического отряда, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник и заведующая отделом этнографии в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Елена Федоровна Фурсова в интервью корреспонденту электронного периодического издания «Научная Россия» сказала:
«В нашей профессии без любви и уважения к человеку, к конкретному информанту стать профессионалом невозможно — ты просто не сможешь создать себе соответствующий источник…»
Эту же способность сформулировали в 1920-е годы в десяти заповедях своей профессии этнографы Лев Яковлевич Штернберг и Владимир Германович Богораз. Вторая заповедь гласит:
«Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны: несть ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию - не знает ни одной».
Чтобы жить с любым народом в дружбе и добрососедстве, его нужно знать. Особенно это касается многонациональных регионов, где живут различные по языку и культуре народы. Без знания культурно-бытовых особенностей живущих на Земле народов невозможно установление между ними экономических, политических и культурных контактов.
Индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор говорил: «Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног». Иными словами, не стоит изолировать ту или иную культуру от остальных, наоборот, нельзя препятствовать свободному культурному обмену – диалогу культур.