КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
13
20
28

Январь

ЭТНОПЕДАГОГИ

Иоганн Генрих Песталоцци (12 января – 277 лет)

«Нравственность заключается в совершенном познании добра,

в совершенном умении и желании творить добро».

Иоганн Генрих Песталоцци в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» исходил из опыта воспитания в простой крестьянской семье. Движимый гуманистической идеей о возрождении народа путем воспитания, он мыслил себе подготовку детей в тесном сочетании с физическим, нравственным и умственным развитием. По Песталоцци отчий дом – это «школа нравов», где главным воспитателем девочек была сама Гертруда, а средства воспитания педагогика должна черпать из самой жизни.

Наиболее значительными этнопедагогическими разработками являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе методики обучения и воспитания детей для матерей, настолько простой, что ею могла пользоваться любая крестьянка.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

Этнопедагогические миниатюры – пословицы и загадки – играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах:

Господствующее мнение общества;

Училище народа;

Исцелитель души;

Мудрость предков;

Поучение старцев;

Цветок языка;

Школа мудрости и добра.

Для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

ПОСЛОВИЦЫ

Пословица – «цвет народного ума». В. И. Даль

Педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории. Коменский, например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать... Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку».

Народное педагогическое наследие – пословица несет в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста.

Пословицы про своевременное воспитание

• Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

• Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.

• И к худу и к добру приучаются смолоду.

• К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

• Выкормил змейку на свою шейку.

• Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

• Как постелешь – так и поспишь.

Пословицы про методы воспитания

• Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

• Наказывать легче, воспитывать труднее.

• Хороший пример – наилучшая проповедь.

• Верная указка – не кулак, а ласка.

• Водила за ручку – получила белоручку.

• Побои мучат, а не учат.

• Не корми калачом, да не бей кирпичом.

• Немой упрёк тяжелее сказанного.

• Неразумная опека хуже беспризорности.

• У семи нянек дитя без глаза.

• Без строгости и щенка не вырастишь.

• Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.

• Что у взрослого на уме, то у малого на языке.

• Добрый пример лучше ста слов.

• К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

• Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

• Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

• Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

• Пожалеешь розгу – испортишь ребенка.

• Хорошая порка еще никому не помешала.

• Как постелешь – так и поспишь.

• Что посеешь – то и пожнешь.

• Каков привет – таков ответ.

• Умному слово пуще дубины.

• Немой упрёк тяжелее сказанного.

Пословицы о методах обучения

• Нужно учить не рассказом, а работой и показом.

• Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

• Чтоб других учить, надо свой разум наточить.

• Наказывать легче, воспитывать труднее.

• Хороший пример – наилучшая проповедь.

• Учение – путь к умению.

• Верная указка – не кулак, а ласка.

• Строгость учителя лучше ласки отца.

• Побои мучат, а не учат.

• Немой упрёк тяжелее сказанного.

• Без строгости и щенка не вырастишь.

• Детей учи без людей.

• Плетью и дубиной не научишь.

• Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

• Добрый пример лучше ста слов.

• К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

• Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

• Хорошая порка еще никому не помешала.

• Умному слово пуще дубины.

• Немой упрёк тяжелее сказанного.

• Добрый пример лучше ста слов.

• Живое слово дороже мертвой буквы.

• Добро добро покрывает.

• На хотенье есть терпенье.

Современные пословицы о воспитании

• Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

• Любовь – это не обязательно дети, но дети – это обязательно любовь.

• На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.

• Непросто поставить детей на ноги – особенно ранним утром.

• Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!

• Хорошо воспитанные дети – это не клад, а клад из кладов.

• Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах:

• Без труда нет и покоя.

• Хозяин земли тот, кто ее пашет.

• Труд и терпенье – превращаются в золото.

• Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется.

• Дерево плодами ценится, человек трудами ценится.

• Знанье и труд – близнецы.

• У кого умелые руки, тот и мед ест.

• Работа учит работе.

В народных пословицах и поговорках сохранились вечные вопросы, цели, задачи, проблемы, ценности. Они комментируют, разъясняют, объясняют самые сложные вопросы народной жизни.

Л. Н. Толстой, создатель естественной крестьянской школы в Ясной Поляне, писал: «Вопрос не в том, как воспитывать, а в том, как жить».

Именно этнопедагогика будет способствовать тому, что каждый ребенок, вне зависимости от этнической принадлежности будет воспитан с чувством гордости за свой народ и чувством уважения к другим народам.

Пословица «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм.

• Громада - великий человек.

• Мир по слюнке плюнет, так – море.

• Если вздохнуть всем народом – ветер будет.

• Народ вздохнет разом – будет буря, топнет ногой разом – будет землетрясение».

Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами следующим образом:

• Когда прутья в метле - богатырь не сломит, развязали метлу – по прутику переломает ребенок.

• Витая мочалка – веревка, невитая – сор.

• Муравьиная рать льва одолеет.

• Сплоченность людей - нерушимая крепость.

• Слабые вместе – сила, сильные в одиночку – слабость.

• Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один – семидесяти семи.

• Одним пальцем иголку не удержишь.

• Одной рукой узел не развяжешь.

• Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной без конструктивного диалога культур.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf