Январь
ЭТНОПЕДАГОГИ
Иоганн Генрих Песталоцци (12 января – 277 лет)
Иоганн Генрих Песталоцци в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» исходил из опыта воспитания в простой крестьянской семье. Движимый гуманистической идеей о возрождении народа путем воспитания, он мыслил себе подготовку детей в тесном сочетании с физическим, нравственным и умственным развитием. По Песталоцци отчий дом – это «школа нравов», где главным воспитателем девочек была сама Гертруда, а средства воспитания педагогика должна черпать из самой жизни.
Наиболее значительными этнопедагогическими разработками являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе методики обучения и воспитания детей для матерей, настолько простой, что ею могла пользоваться любая крестьянка.
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
Этнопедагогические миниатюры – пословицы и загадки – играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах:
Господствующее мнение общества;
Училище народа;
Исцелитель души;
Мудрость предков;
Поучение старцев;
Цветок языка;
Школа мудрости и добра.
Для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.
ПОСЛОВИЦЫ
Пословица – «цвет народного ума». В. И. Даль
Педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории. Коменский, например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать... Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку».
Народное педагогическое наследие – пословица несет в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста.
Пословицы про своевременное воспитание
• Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
• Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
• И к худу и к добру приучаются смолоду.
• К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
• Выкормил змейку на свою шейку.
• Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
• Как постелешь – так и поспишь.
Пословицы про методы воспитания
• Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
• Наказывать легче, воспитывать труднее.
• Хороший пример – наилучшая проповедь.
• Верная указка – не кулак, а ласка.
• Водила за ручку – получила белоручку.
• Побои мучат, а не учат.
• Не корми калачом, да не бей кирпичом.
• Немой упрёк тяжелее сказанного.
• Неразумная опека хуже беспризорности.
• У семи нянек дитя без глаза.
• Без строгости и щенка не вырастишь.
• Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
• Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
• Добрый пример лучше ста слов.
• К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
• Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
• Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
• Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
• Пожалеешь розгу – испортишь ребенка.
• Хорошая порка еще никому не помешала.
• Как постелешь – так и поспишь.
• Что посеешь – то и пожнешь.
• Каков привет – таков ответ.
• Умному слово пуще дубины.
• Немой упрёк тяжелее сказанного.
Пословицы о методах обучения
• Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
• Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
• Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
• Наказывать легче, воспитывать труднее.
• Хороший пример – наилучшая проповедь.
• Учение – путь к умению.
• Верная указка – не кулак, а ласка.
• Строгость учителя лучше ласки отца.
• Побои мучат, а не учат.
• Немой упрёк тяжелее сказанного.
• Без строгости и щенка не вырастишь.
• Детей учи без людей.
• Плетью и дубиной не научишь.
• Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
• Добрый пример лучше ста слов.
• К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
• Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
• Хорошая порка еще никому не помешала.
• Умному слово пуще дубины.
• Немой упрёк тяжелее сказанного.
• Добрый пример лучше ста слов.
• Живое слово дороже мертвой буквы.
• Добро добро покрывает.
• На хотенье есть терпенье.
Современные пословицы о воспитании
• Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
• Любовь – это не обязательно дети, но дети – это обязательно любовь.
• На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
• Непросто поставить детей на ноги – особенно ранним утром.
• Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
• Хорошо воспитанные дети – это не клад, а клад из кладов.
• Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми.
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах:
• Без труда нет и покоя.
• Хозяин земли тот, кто ее пашет.
• Труд и терпенье – превращаются в золото.
• Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется.
• Дерево плодами ценится, человек трудами ценится.
• Знанье и труд – близнецы.
• У кого умелые руки, тот и мед ест.
• Работа учит работе.
В народных пословицах и поговорках сохранились вечные вопросы, цели, задачи, проблемы, ценности. Они комментируют, разъясняют, объясняют самые сложные вопросы народной жизни.
Л. Н. Толстой, создатель естественной крестьянской школы в Ясной Поляне, писал: «Вопрос не в том, как воспитывать, а в том, как жить».
Именно этнопедагогика будет способствовать тому, что каждый ребенок, вне зависимости от этнической принадлежности будет воспитан с чувством гордости за свой народ и чувством уважения к другим народам.
Пословица «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм.
• Громада - великий человек.
• Мир по слюнке плюнет, так – море.
• Если вздохнуть всем народом – ветер будет.
• Народ вздохнет разом – будет буря, топнет ногой разом – будет землетрясение».
Мысль о силе солидарности ярко подчеркивается народами следующим образом:
• Когда прутья в метле - богатырь не сломит, развязали метлу – по прутику переломает ребенок.
• Витая мочалка – веревка, невитая – сор.
• Муравьиная рать льва одолеет.
• Сплоченность людей - нерушимая крепость.
• Слабые вместе – сила, сильные в одиночку – слабость.
• Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один – семидесяти семи.
• Одним пальцем иголку не удержишь.
• Одной рукой узел не развяжешь.
• Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному.
Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной без конструктивного диалога культур.