КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
4
7
13
17
23
30

Август

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Многие этнопедагогические заповеди становятся межнациональными, полиэтническими, приближаясь шаг за шагом, к общечеловеческим.

Народное и национальное составляют синонимы. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое» (К. Д. Ушинский). В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития. Народ без народности – тело без души.

Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны. У всех народов можно обнаружить множество уникальных педагогических изобретений-открытий. У всех народов существует главное педагогическое изобретение – материнская школа, материнские наставления:

Славянские народы

1.       Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.

2.       Добрая мать добру и учит.

3.       Вся семья вместе, так и душа на месте.

4.       Человек без воспитания – тело без души.

5.       Ум и воспитание – братья-близнецы.

6.       Учение образует ум, воспитание – нравы.

7.       Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

Народы Севера

1.       Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми.

2.       Кто отцу и матери помогает, тот быстрее подрастает.

3.       Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

4.       Доброе дело равняет человека со звездой.

5.       Работящий человек никогда не пропадет.

6.       Будешь оленя беречь, он сбережёт тебя в пургу.

7.       Дай человеку рыбы, ты прокормишь его на один день. Научи его ловить рыбу, накормишь на всю жизнь.

Народы Кавказа

1.       Старшего слушай, молодого учи.

2.       Не работая, мечты не достигнуть.

3.       Стремись завоевать не мир, а его знания.

4.       Ум – не в годах, а в голове.

5.       Самая красивая одежда – скромность.

6.       Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься.

7.       Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать – и подавно.

Народы Средней Азии

1.       Стремись завоевать не мир, а его знание.

2.       Деньги отдай – уменьшатся, знания отдай – прибавятся.

3.       Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

4.       Знание – венец на голове.

5.       Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью — будет кроить халаты.

6.       Ум и воспитание – братья-близнецы.

7.       Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг.

Башкиры

1.       У солнца – тепло, у матери – добро.

2.       Чему с молоду не научился, того и под старость не будешь знать.

3.       Богатство на час, а ум – до веку.

4.       Что есть - вместе, чего нет – пополам.

5.       Одно спасибо тысячи бед стоит.

6.       Кто любит Родину, любит и свой родной язык.

7.       Сильный победит одного, знающий – тысячу.

Марийцы

1.       Одна рука не заменит двух, одинокая жизнь не заменит семейную.

2.       Если в доме нет мужчины, то и дом – сирота.

3.       Красота до вечера, доброта навек.

4.       Если ребенка поучает мать – будет шустрым в труде, если отец – гибким на ум.

5.       Солнце одно, и мать одна.

6.       Хоть на ладони испеки омлет, все равно перед матерью в долгу.

7.       Если воспитываешь ребенка, имей в одной руке огонь, а в другой – воду.

Татары

1.       Мать – это благо дома.

2.       Не та мать, которая родила, а мать, которая вырастила.

3.       Где единство – там жизнь.

4.       Радость человека – труд.

5.       Одно полено не горит и в печи, а два – не гаснут и в степи.

6.       Знания зарождаются из опыта.

7.       Хорошее воспитание – лучшее наследство.

Удмурты

1.       Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык.

2.       Какова мать, таковы и детки.

3.       Умный вначале всё обдумает, лишь тогда за дело берется.

4.       Умение – в знании.

5.       Ученье трудно, да плоды его сладки.

6.       Характер человека познается в беде.

7.       Учит учитель, а знания копит желание.

Чуваши

1.       Язык матери – духовное здоровье.

2.       Где любовь, там и свет.

3.       Если разум не усвоен с молоком матери, то с молоком козы уже ум не придет.

4.       Каждого почитай за человека.

5.       Больше той любви не бывает, как друг за друга помирает.

6.       Дети – краса земли.

7.       Для матушки ребёнок – до сотни лет дитёнок.

Этнопедагогика делает ставку на диалог культур, т.к. учитывает то обстоятельство, что узнать народы по-настоящему можно только по их исторически сложившейся этнической системе воспитания.

Идеал народной духовной традиции выразил ученый-педагог философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души».

Идея диалога культур выдвинута Μ. М. Бахтиным. «Чужая культура, – писал он, – только в глазах другой культуры раскрывается полнее и глубже... один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, новые смысловые глубины. Без этих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого... При такой диалогической встрече культур они не сливаются и не смешиваются, каждая из них сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются».

Еще основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский сформулировал принцип прямо пропорциональной зависимости между уровнем развития самосознания народа и уровнем заимствований. В соответствии с этим принципом, чем больше национального характера в общественном образовании, тем свободнее оно может заимствовать все, что ему угодно у других народов.

Современный мир это мир даже не диалога, а полилога культур. «Для человека, живущего в XXI веке, чрезвычайно важно познать мир своей национальной и мировой культуры в их взаимодействии» (Л. И. Коновалова), потому что в современном мире духовные ценности культур разных этносов выступают единой общемировой культурой.

Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных и межличностных отношений. Поскольку, «общаясь, люди создают друг друга» (Д. C. Лихачев).

• Вся история человечества это диалог.

• Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов.

• Диалог культур не возможен без диалога религий и диалога внутри религий.

• В ходе диалога культур происходит формирование общечеловеческих ценностей.

• Для диалога культур важно понятие «единство».

• Диалог это всегда развитие, взаимодействие.

• В диалоге культур важно увидеть общечеловеческие ценности взаимодействующих культур.

• Культура не терпит единомыслия и единомнения, она диалогична по природе и сути своей.

• Диалог культур это межэтнические, межнациональные контакты.

• Если общение механизм образовательного процесса, то диалог культур механизм взаимопонимания.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf