Март
ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ
|
В мировом фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, пещерных великанов, гномов и т.д. Действия их могут быть как враждебны, так и доброжелательны по отношению к людям. Такие фантастические предания были широко распространены и среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. Мечты «первых добытчиков» облекались в кладоискательские сказы, в которых говорилось о несметных сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор, охраняемые «тайной силой»: девкой Азовкой, Малахитницей.
В преданиях уральского края не раз упоминается покровительница земных недр. Она красива собой и живет в горе. Образ этот был связан с горными сокровищами. К людям хозяйка горных недр относилась либо благосклонно, указывая путь к богатому месту, либо враждебно. У Бажова Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но покровительница смелых и мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы.
«Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо – на месте не посидит… Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце – ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
Многое роднит эту героиню и со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, – разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другой – не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. В цикл о Хозяйке входят девять сказов: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» «Хрупкая веточка», «Две ящерки», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки», «Таюткино зеркальце», «Травяная западенка»; сюда же примыкают два незавершенных сказа «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье».
Хозяйка Медной горы – осевой центр цикла. Он трактуется прямолинейно-однозначно даже у самого авторитетного исследователя бажовских сказов М. А. Батина, который видит в Малахитнице «воплощение мечты рабочих о свободных, а потому могущественных, гармонически развитых, всесторонне совершенных людях, физически здоровых и – главное – духовно прекрасных»; он пишет также о «нравственной красоте» Малахитницы, считает, что ей свойственны «все лучшие человеческие чувства», что ее образ «глубоко человечен и бесконечно обаятелен».
Сама Хозяйка называет себя «каменной девкой». Она как бы вылита из пластичного камня, платье сделано из шелкового малахита: «Камень, а на глазах как шелк, хоть рукой погладь». Она величественна и горда, имеет подчас суровый нрав и холодное спокойствие.
Именно по основным приметам Данило-мастер сразу узнает Хозяйку: «По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал».
Не раз Хозяйка сама говорит о холодности и безжизненности своей натуры. Так, в сказе «Горный мастер» Катя просит у Хозяйки прощения за свои грубые слова в ее адрес, на что получает ответ: «Ладно, что каменной сделается!». В сказе «Медной горы Хозяйка» Степан выбирает Настю, а не Малахитницу со всеми ее богатствами. Хваля Степана, она сама ставит живое человеческое выше холодного каменного: «Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку».
В образе Млахитницы иногда сочетается холодное каменное и теплое человеческое. В сцене прощания со Степаном показаны холодные каменные слезы Хозяйки, но рука, дающая эти слезы не холодна: «Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая и трясется маленько».
Встреча с Хозяйкой Медной горы никого счастливым не делает. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с нею. От стариков слыхали, что Хозяйка эта – малахитница-то – «любит над человеком мудровать». Ее «мудрование» в том, что она сбивает человека с проторенного человеческим разумом пути, лишает его покоя. Она привлекает человека своим знанием красоты и умением ее создавать. Подземные чертоги Хозяйки сказочно великолепны, но в них нет ничего живого, все статично, как бы омертвело. Люди в ее царстве есть, но никто их не видел, они бездействуют.
|
Хозяйка водит парня по своим чудесным палатам, но он ничем не соблазняется, помня о слове, данном Настасье. Третье испытание – забыть красоту Малахитницы – Степан не выдерживает. Хозяйка, как сказочная царевна, ищет женихов, ставит им трудные задачи, «женихи» же не могут их выполнить. Парни, приглянувшиеся ей, оказываются связанными обещанием жениться на другой девушке.
Хозяйка владеет секретами высокого мастерства, но она готова раскрыть секрет или оказать помощь только холостому парню. С женатыми она не контактирует, они вне ее интересов. Для нее главное – найти холостого парня, и в его поисках она использует все, даже жажду познания человеком тайны прекрасного. Хозяйка хранит тайну красоты, воплощенную в каменном цветке.
Упоминание о каменном цветке вложено в уста самой Хозяйки. Она откровенно предостерегает Данилу: человек, увидевший цветок, потом об этом жалеет и может вернуться к людям лишь на время. Он становится, по сути дела, должником Малахитницы: «Не отпустишь из горы?» – спрашивает Данила. – «Зачем не отпущу! – отвечает Хозяйка. – Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются». Данила стремится, чтобы, глядя на его чашу, люди забывали об искусстве мастера и видели живой цветок. В этом для молодого камнереза и заключается истинная сила мастерства. Данила хочет понять свой материал, «полную силу камня самому поглядеть и людям показать».
Сказочный образ «каменного цветка» символизирует красоту самого материала, ту красоту, что заложена природой и в обломке камня и в куске дерева – словом, в любом материале, какой требует усилий мастера, чтобы стать произведением искусства. Кто увидел «каменный цветок», тот «красоту понял» и в силу этого становится «горным мастером».