КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
3
5
9
18
22
28

Август

ЗОЛОТОЙ ВОЛОС

Смотрит, а за кустом на белом камешке девица сидит красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы так горит, что глаза не терпят.

Наказание Полоза могло настигнуть и его собственных дочерей, а не только людей. Оно из башкирских преданий рассказывает о девушке-змейке, прозванной Золотой Косой. Она славилась неземной красотой и гордилась прекрасными косами цвета чистого золота. Всё шло благополучно, но однажды во время прогулки красавица увидела молодого богатыря Айлыпа, в которого без памяти влюбилась. Суровый отец не был доволен таким раскладом, а потому запретил дочери выходить из дома.

Вот только Золота Коса ослушалась приказа, за что сразу же была наказана. Её косу Великий Полоз удлинил на 10 саженей. Бедная девушка не могла ступить и шагу с такой тяжестью, однако своей помощницей Золотая Коса сделала служанку, что рассказывала ей обо всём, передавала послания богатыря. Тем не менее, в этой истории последнее слово осталось за Великим Полозом.

Эту легенду описал П. П. Бажов в сказе «Золотой волос». Этот сказ является прямым «переложением» башкирского сюжета. П. Бажов рисует неповторимую красоту башкирского края, его просторы, крутые горы, окруженные непроходимыми лесами и в других своих сказах.

«Теперь лес – в небо дыра, а в ту пору – и вовсе было ни пройти, ни проехать, – читаем мы в сказе «Золотой Волос». – В лес только те и ходили, кто зверя промышлял». А башкирам, «видишь, для скота приволье требуется, где еланки да степочки».

Главный герой сказа – башкирский богатырь Айлып. Это общий тюркский могучий богатырь, охотник, силач Алпамыш. У разных племен его имя звучало по-своему: у алтайцев Алып Мянаш, у западносибирских татар Алып Мямшан, у чувашей Улып, у башкир более известен Алпамыша или Алп-батыр, рожденный из камня. В башкирских сказках он, подобно русскому Ивану-царевичу, побеждает змея-аджаху, который поедает девушек.

Перед нашим мысленным взором возникает реалистическая картина-миниатюра: оказавшись в неведомом лесу, герой сказа башкирский охотник Айлып «выбрал листвянку повыше, да и залез на самый шатер. Глядит, недалечко от той листвянки речка с горы бежит. Небольшая речка, веселая, с камешками разговаривает и в одном месте так блестит, что глаза не терпят. «Что, – думает, – такое?».

Недалечко горка и речушка,

По камням водица-то журчит,

Гладит каждый нежно, как подружка,

И, смеясь, бездумно вдаль бежит.

Что за место, что за блеск в водице?

Слепит, ровно солнце там лежит.

Взгляд правее… и не мог не надивиться,

Девица на камешке сидит.

А красавица, не описать словами!

Тонкий стан, огромные глаза,

С белоснежной шеей и руками,

В десять сажен золота коса…

Девушка попросила охотника взять ее в жены, сказала, что отец ее золотой Полоз, который все золото вокруг к себе притягивает, т.к. волосы девушки из чистого золота. Золото традиционно ассоциируется с солнцем и светом, абсолютной красотой. Как и любое богатство, золото имеет двойственную природу и испытывает героев.  Золотой волос отдает золото не в качестве дара, а в качестве жертвы во имя любви. Она символически отказывается от «темной» сущности ради любви к человеку.

Как и во многих сказках им пришлось пройти три испытания, чтобы быть вместе. Помогали им лисичка – няня девушки и мудрая птица филин. Башкирский охотник Айлып находит, по совету филина, остров на котором можно от золотого Полоза спрятаться  под озером Иткуль, где он бессилен. Айлып в течение трех лет прорубает к нему дорогу через лес. И в третий раз удается охотнику унести Золотой волос и они остаются жить вместе на острове. Там чары Полоза не действовали и влюблённые стали жить под водой. А в озере люди стали находить золотые волоски из косы Золотого волоса. Тема символического союза мифического существа и человека очень популярна в фольклорной традиции. С точки зрения башкир такой брак гарантирует успех в карьере, богатство и достаток.

На облик героини Бажова наложился образ Золотой Бабы, о существовании которой уже в XVI веке ходили легенды. Золотая Баба – мансийская богиня среднего мира, покровительница людей Калташ-эква, которую еще зовут Сорни-най (Золотая, Огненная).

Это молодая красивая женщина. Особой поэтичностью отличается описание ее волос – распущенные, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». По одной из кос богини, спускающейся с небес до земли «поднимается живой соболь, по другой спускается бобр».

Няня бажовской Золотой девы – рыжая лиса. В мансийских и башкирских сказках она ничем не отличается от русской Патрикеевны, но у Бажова она вдруг принимает человеческий облик. Лисы-оборотни встречаются во многих преданиях китайского, японского и корейского фольклора. Враждебны людям лисы, чей возраст не достиг 50 лет, остальные теряют интерес к человеческому миру. Вот и бажовская лисичка превращается не в молодую девушку, а в старушку.

Почему этот персонаж появился в уральских сказах, могу только предполагать – через Урал шел Великий Чайный путь из Поднебесной. Да и вообще, от Полоза можно уйти, обладая лишь лисьими качествами.

Тот самый камень, куда спрятались от Полоза влюбленные, в действительности называется Шайтан-камень (дословно – камень Сатаны, черта). Озера и островки особо почитались у манси. Практически все водные источники имели святилища местных богов-покровителей, возможно, именно поэтому Полоз не имел своей силы возле озера. И, быть может, дед Филин (Йипыг-ойка – один из тотемов Обского севера), что помогал влюбленным беглецам, имел власть над Иткулем. На северо-западном берегу озера когда-то разрабатывали месторождение аметистов с включением иголочек рутила, а в окрестностях озера растет ковыль…

Так вот и получается, как утверждают легенды, что пришедшие в XIII веке на Урал башкиры «женили» своего былинного богатыря Алпа на мансийской богине Калташ, стало быть, законным образом поселились в этих местах.

В Бажовских сказах «тайная сила» близка и к русским народным сказкам. По свидетельству А. Афанасьева, «в сказаниях народного эпоса часто встречаются герои и героини с золотыми и серебряными волосами». В качестве примера он приводит русскую сказочную царевну Золотую Косу – непокрытую красу. В его же собрании народных русских сказок этот образ мы найдем, например, в «Сказке о Василисе – Золотой Косе»: «...помчал ее вихорь. И унесло Василису Золотую Косу через многие земли великие... в область змея лютого». В совершенно ином осмыслении, в несравненно более тонко разработанном сюжете, с присущим Бажову психологизмом образ девушки Золотой Волос и ее могучего отца – огненного змея Полоза в сказе «Золотой Волос».

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf