КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
3
5
9
18
22
28

Октябрь

ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА

Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба.

Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.

Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, – видно, ей тесно стало, – пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она еще круг даст и опять подрастёт. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, – с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом, с Федюньку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, как свистнула:

– фи-ть-ть! Й-ю-ю-у…

Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало.

…выходит – и впрямь Огневушка-поскакушка приходила.

…где такая поскакушка покажется, там и золото.

В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка – размером с куклу, с рыжими волосами, в голубом сарафане и с голубым платочком в руке.

Озорное рыжеволосое существо с веселыми глазами, в голубом сарафане и с голубым же платочком, которое постоянно двигается и пляшет. Поневоле увидите небольшой огонек. Если Огневушка появляется в костре, то одежда у нее более светлая, в дыму же сарафан и волосы девочки становятся темнее. Рост у Огневушки все время меняется, как меняется и пламя огня. Сначала она маленькая, «вроде кукленки», но постепенно становится все больше, ростом с 8-летнего мальчонку.

В сказе П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка» образ главной героини переплетается с фантастическими образами задорной девчонки Огневушки, сулящей своей пляской находку золотого песка.

Не случайно, как зачарованные следят ребятишки и за танцем Поскакушки. Детям важно не столько богатство, которое несет с собой «тайная сила», сколько чудо-красота, сопутствующая появлению этого богатства.

Главной чертой Поскакушки, от которой она и получила свое прозвище, является умение исполнять магический танец, открывающий залежи золотого песка. Не каждому дано увидеть веселую Огневушку. Да если увидишь – главное не спугнуть ее, а внимательно посмотреть, где она свой магический танец танцевать станет. В том месте и есть золото, сидящее «редькой». Своей пляской Огневушка способна превратить зиму в лето. Видимо, жар от девочки такой, что снег тает, а деревья наливаются цветом. Любит Поскакушка и петь. Если же Огневушка покажется в огне домашней печи или выберется из нее, то там, куда она ступала, вещи оказываются прожженными. На Федюньких рукавицах остались такие следы-дырочки, как будто выжженные и обуглившиеся по краям. Способна Поскакушка проходить сквозь предметы, но это она делать все же не любит.

В сказах Бажова, даже если золото дается в награду человеку, оно все-таки таит в себе опасность. Исключение составляют случаи, когда золото дается в дар детям, еще не испорченными жаждой наживы.

Огневушка-Поскакушка награждает дедку Ефимку с Федюнькой за их бескорыстие и доверчивость, позволив им «годов с пяток в достатке жить».

Огневушка происходит от знаменитого идола – Золотой бабы, в переводе – «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка: золото – огонь – женщина – Огневушка-Поскакушка.

…Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. …Только вот забыл в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет.

Языческое происхождение Огневушки (взаимосвязь золота и огня, пляска по кругу, как в языческих хороводах) отрицать нельзя. На это указывает и связь Огневушки с уханьем филина, птицы «мистической». Может быть, для анализа этого образа что-либо даст семантическое сравнение понятий «Огневушка над золотом», «девица-огневица», «огневица-лихорадка» и «золотая лихорадка».

Специалисты по мансийскому фольклору укажут на образ «огненной девы», которая по-мансийски звалась «Сорни-Най». Дословный перевод – «золото-огонь». Опять выстраивается взаимосвязь понятий «женщина» (баба) – «огонь» – «золото». Возможно, Огневушка – «персонификация» двух названий Золотой Бабы: русского и мансийского (вогульского).

Русские рудознатцы говорили, что «руда голос подает». Они могли обнаружить рудные залежи по признакам на поверхности земли: по вкусу воды из родника или болотца над месторождением, по растениям, по оголенной древесине, по цвету почвы. Может быть, в костре, горящем над месторождением золота, они видели языки пламени какого-то иного оттенка, нежели обычный, и этот оттенок чем-то напоминал оттенки женского сарафана? А уподобление танца огня танцу девушки, «веселой девчонки», – это очень красивая, ясная и легкая для запоминания литературная метафора.

В произведениях П. Бажова мистические персонажи, такие как земляная кошка с фосфорными ушами, Серебрянное копытце, девка Синюшка, Голубая змейка и Огневушка-Поскакушка находятся в услужении главного персонажа Хозяйки Медной Горы. Огневушка-Поскакушка олицетворяет собой подземный огонь, необходимый для возникновения месторождений золота.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf