Ноябрь
БАБКА СИНЮШКА
|
Образы старух в сказах П. П. Бажова не особенно многочисленны, но очень выразительны. Бабушка Вихориха («Каменный цветок»), бабка Лукерья («Синюшкин колодец»), бабка Анисья («Чугунная бабушка») выполняют важную социокультурную функцию: они являются хранительницами мировоззренческого и социального опыта. Так, бабушка Вихориха первой рассказывает Даниле о каменном цветке; Бабка Лукерья, давая Илье наставления, упоминает о бабке Синюшке, чугунная фигурка бабки Анисьи способна вступать в диалог с потомками, рассказывать о работе искусных мастеров. В сказе «Сочневы камешки» появляется образ бабки Колесишки – это комический двойник бабушки Вихорихи. Колесишка – лжеведунья, она не обладает тайным знанием. В сказе «Дорогой земли виток» возникает весьма колоритный образ бабки Кумиды. Эта старуха, вступившая в партизанский отряд, оказывается замечательной лекаркой. Как и другие старики и старухи в сказах П. П. Бажова, ее действия и рассказы выполняют функцию «связи времен»: «Послушаешь, – будто дело прошлое, а подумаешь, – как раз тебе это и сейчас надо».
Но самый яркий, мистический и даже зловещий – это образ бабки Синюшки. Генетическое родство бабки Синюшки с Бабой-Ягой очевидно. Почему же в «центральной» России образ Бабы-Яги оказался более «стоек» к изменениям, чем на Урале? Причина, возможно, кроется в том, что Урал – это и есть «родина» Бабы-Яги, регион, где этот образ сформировался.
Интересную версию происхождения образа Бабы-Яги дал А. Захаров в статье «По следам Бабы-Яги» в журнале «Уральский Следопыт». Вкратце эта версия сводится к следующему. Святилища (капища, кумирни) уральских финно-угров представляли собой тайную поляну в лесу и были окружены частоколом, на котором вывешивались черепа принесенных в жертву идолам животных. В центре стояла священная избушка-амбарчик – «сомъях». Она была размером, скажем, с письменный стол, «без окон и дверей». Амбарчик был установлен на высоких пнях или столбах (одном, двух, четырех), чтобы не залез медведь, куница или росомаха (так и сейчас охотники ставят свои лесные амбары на заимках). В амбаре лежала резная деревянная кукла – «иттарма» – вместилище души («лилли хеллехолас») умершего или божка. Иттарма была одета в человеческие одежды – например, национальную одежду ягу. Такие святилища застали русские крестители, завоеватели и колонизаторы, когда в XV веке Урал (княжества Пермь Старая, Пермь Великая и Югра) были присоединены к Руси. А XV век – это время складывания современного русского фольклора. Вот так и родилась зловещая Баба-Яга (баба в яге), которая лежит (живет) в избушке на курьих ножках посреди глухого леса.
И бабка Синюшка не родилась из русского образа Бабы-Яги, а появилась на свет из вогульской обрядовой практики, современной для русских на Чусовой, тем же путем, что и Баба-Яга. Косвенным доказательством данной версии «вогульского» происхождения бабки Синюшки может служить то, что в эпизоде разговора с ведьмой в сказе «Сочневы камешки» ведьма советует Ваньке Сочню надеть «собачью ягу».
Важный материал дает сравнение образа Болотницы у Мельникова и бабки Синюшки у Бажова. Болотница – передает писатель поверье поволжских лесников – живет в чарусе. «Такая красавица, какой не найдешь в крещеном миру», она соблазняет людей обещанием «неслыханных наслаждений», а также «грудами золота и горами жемчуга», но неизменно губит всех, кто соблазняется ее обещаниями или обольщается ее красотой.
Бажовская бабка Синюшка обитает в лесном озерце, она также может принять облик необыкновенно красивой женщины и также соблазняет людей золотом и дорогими камнями.
Но – и в этом решающее отличие ее от Болотницы – губит она только жадных, корыстных людей, а бескорыстных, «удалых да простой души» – награждает.
Почему старушонка одета в синий цвет? Почему именно синим туманом поддернут ложок с болотцем Синюшки? Синий (серный) туман наблюдается в местах выхода серного колчедана. В старину среди рудознатцев бытовало поверье, что именно в такой местности скрыто земельное богатство. Интересно, что в советское время этот факт был подтвержден: в окрестностях Зюзельского болота под «железной шапкой» было открыто месторождение серно-медных колчеданов. Они же пирит и халькопирит, они же – «золото дураков». Дается это богатство только честному, смелому, да «простой душе».
Синюшка не уступала Хозяйке Медной горы ни в красоте, ни в представляющей опасности. Молодым и удалым парням она являлась в образе белокурой и голубоглазой красавицы.
У кого не было корысти, она награждала золотом. Однако после встречи с ней парня овладевала тоска и он не мог забыть голубоглазую красавицу.
Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки синие. А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы – малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя.
Синюшка – воплощение земного богатства, скрытого в земле. Именно поэтому она может принимать самый разный облик – начиная от древней старушонки, простой девушки и заканчивая исполинской красавицей в царском одеянии. Да и подарок её Илюхе – простые ягодки, вдруг превращается в самоцветы именно потому, что Синюшка – часть уральской природы.