Декабрь
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ
|
Весьма примечателен персонаж по имени Серебряное Копытце. Вообще золотая (серебряная) окраска или своеобразная структура тела, когда некоторые его части полностью состоят из золота, серебра, драгоценных камней, являются качественными характеристиками «волшебного». У Серебряного Копытца – серебряная конечность. Кроме копытца есть еще ряд внешних признаков, выделяющих животное из разряда обычных: «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Простые зимой безрогие ходят, а этот всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой».
Данный персонаж умеет подражать звукам, издаваемым человеком: в ответ на домашний призыв Дарёнки «мека-мека» козел смеется и убегает. В описании Серебряного Копытца особо акцентируется момент отсутствия запаха («козел лесной, лесом и пахнет»). «Аромат» леса в этом конкретном случае выдает принадлежность его носителя к «волшебному» пространству.
Образ волшебного «козлика» П. П. Бажова, не просто вымысел, ведь уже тысячи лет назад люди считали важным его изображать, тем более в священных для них местах.
Истоки волшебного образа в месте бытования сказа «Серебряное копытце» – на Урале. В двух сказах Павла Петровича Бажова мы встречаем образ волшебного копытного. В сказе «Тяжелая витушка» это Серебряный олень, «где пройдет, там золото найдешь». А в сказе «Серебряное копытце» автор дает развернутое описание этого копытного: лесной козлик, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая. На правой передней ножке – серебряное копытце. Где топнет – там камни драгоценные найдешь.
Олень в первом сказе, косуля во втором, но, кажется, что это один и тот же образ, просто говорят о нем представители разных профессий: старатель (в сказе Тяжёлая витушка) видит оленя, а охотники (сказ Серебряное копытце) – лесного козла. Охотники на Урале лесным козлом называют косулю. Косуля – это малорослый вид оленьего рода. К тому же у этого образа есть общие черты: упоминание серебра; встреча с ними предвещает старательскую удачу и богатство. Герои сказов видят в них носителей «тайной силы и знаний», причастность к «волшебному» миру, отличие от обычных оленей и косуль.
В меднокаменном веке (7–6 тыс. лет назад) общества древнейших охотников-рыболовов Урала для удачной охоты или рыбалки совершали магические обряды в особо почитаемых местах – святилищах, на берегах рек и озер. Ритуальные действия сопровождались созданием наскальных рисунков – писаниц, где изображали желанную добычу. Создатели писаниц выбрали небольшой круг животных для ритуальных изображений, чаще всего рисовали лосей, оленей и косуль. Наибольшее количество рисунков расположено по берегам рек Тагил, Нейва, Реж.
Еще одно святилище с жертвенной площадкой и ритуальными предметами было открыто археологами на торфяниках Среднего Урала – Горбуновском и Шигирском. Деревянные жертвенные сосуды в виде лося, деревянный черпак с рукоятью в виде лосиной головы, роговое навершие шаманского посоха в виде головы лося, остатки ритуальной маски, изображающей лося. С этими вещами можно ознакомиться в Свердловском областном краеведческом музее в г. Екатеринбург, в зале «Шигирская кладовая».
Начиная с 12 века н.э. на Урал стали проникать изделия из Иранского серебра, в обмен на пушнину. Коренные жители Урала использовали эти серебряные блюда в обрядах, нанося на них свои сакральные знаки – образы копытных и шаманов. Большое количество серебряных изделий, в основном блюд, находят на мансийских святилищах.
В мансийской мифологии можно видеть особое отношение к копытным. Так, например, лося нельзя было называть напрямую, а только иносказательно – «вещь с большими ногами», косулю называли «священные вещи», а оленя – «рогатый бык».
Для некоторых родов манси женщина-косуля, олень, лось – это тотемные животные, которых они почитали, как предков. Но в то же время, это и основные промысловые животные. Считалось, что первый волшебный лось, до появления людей, жил на небе и у него было шесть ног. Младший сын верховного бога отправился за ним в погоню. Охотник догнал зверя и отрубил две лишние ноги, чтобы будущим людям было проще добывать это животное. С тех пор лось живет на Земле, став добычей земных охотников. А на небе остались следы небесной погони – лыжня по которой шел охотник превратилась в Млечный путь, а шкура убитого небесного лося превратилась в созвездие Лося (Большая медведица).
У манси существуют отголоски лосиного праздника «по случаю добычи первого лося весной». В прошлом он был широко распространён и имел связь с весенним равноденствием, с ожиданием прихода весны и оживания природы.
Лось/олень воспринимается как светлый космический зверь, связанный с Верхним миром, с солнцем; его рога – лучи солнца или вершина мирового дерева. Рога оленя/лося манси считают оберегом от злых духов, ими украшали крыши домов, известен орнамент «рога оленя». Такой орнамент наносят на берестяные короба; плетут из бисера, составляют из кожи и кусочков меха и украшают одежду, тем самым оберегая владельца от бед.
Почитание Луны и Солнца у Манси выразилось в отношении к серебру, как к «священному, небесному металлу». Перед проведением обряда вызова духов перед жильем ставили несколько серебряных тарелочек, чтобы «небесная лосиха/важенка» могла стоять не на голой земле или снегу. В некоторых случаях серебряные блюда использовали как трон для фигурок духов-покровителей.
Серебряное копытце – сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым. Но и здесь можно найти мифологические корни. Как считает писатель Алексей Иванов, много лет посвятивший изучению истории и культуры Урала, в «Серебряном копытце» наиболее полно отразилась мифология финно-угров. Герой Бажова символизирует Лося, которому поклонялись древние финно-угорские народы.
Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.