КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
5
6
8
11
13
14
15
18
25
26
27
28
29

Декабрь

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.

Весьма примечателен персонаж по имени Серебряное Копытце. Вообще золотая (серебряная) окраска или своеобразная структура тела, когда некоторые его части полностью состоят из золота, серебра, драгоценных камней, являются качественными характеристиками «волшебного». У Серебряного Копытца – серебряная конечность. Кроме копытца есть еще ряд внешних признаков, выделяющих животное из разряда обычных: «Рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Простые зимой безрогие ходят, а этот всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой».

Данный персонаж умеет подражать звукам, издаваемым человеком: в ответ на домашний призыв Дарёнки «мека-мека» козел смеется и убегает. В описании Серебряного Копытца особо акцентируется момент отсутствия запаха («козел лесной, лесом и пахнет»). «Аромат» леса в этом конкретном случае выдает принадлежность его носителя к «волшебному» пространству.

Образ волшебного «козлика» П. П. Бажова, не просто вымысел, ведь уже тысячи лет назад люди считали важным его изображать, тем более в священных для них местах.

Истоки волшебного образа в месте бытования сказа «Серебряное копытце» – на Урале. В двух сказах Павла Петровича Бажова мы встречаем образ волшебного копытного. В сказе «Тяжелая витушка» это Серебряный олень, «где пройдет, там золото найдешь». А в сказе «Серебряное копытце» автор дает развернутое описание этого копытного: лесной козлик, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая. На правой передней ножке – серебряное копытце. Где топнет – там камни драгоценные найдешь.

Олень в первом сказе, косуля во втором, но, кажется, что это один и тот же образ, просто говорят о нем представители разных профессий: старатель (в сказе Тяжёлая витушка) видит оленя, а охотники (сказ Серебряное копытце) – лесного козла. Охотники на Урале лесным козлом называют косулю. Косуля – это малорослый вид оленьего рода. К тому же у этого образа есть общие черты: упоминание серебра; встреча с ними предвещает старательскую удачу и богатство. Герои сказов видят в них носителей «тайной силы и знаний», причастность к «волшебному» миру, отличие от обычных оленей и косуль.

В меднокаменном веке (7–6 тыс. лет назад) общества древнейших охотников-рыболовов Урала для удачной охоты или рыбалки совершали магические обряды в особо почитаемых местах – святилищах, на берегах рек и озер. Ритуальные действия сопровождались созданием наскальных рисунков – писаниц, где изображали желанную добычу. Создатели писаниц выбрали небольшой круг животных для ритуальных изображений, чаще всего рисовали лосей, оленей и косуль. Наибольшее количество рисунков расположено по берегам рек Тагил, Нейва, Реж.

Еще одно святилище с жертвенной площадкой и ритуальными предметами было открыто археологами на торфяниках Среднего Урала – Горбуновском и Шигирском. Деревянные жертвенные сосуды в виде лося, деревянный черпак с рукоятью в виде лосиной головы, роговое навершие шаманского посоха в виде головы лося, остатки ритуальной маски, изображающей лося. С этими вещами можно ознакомиться в Свердловском областном краеведческом музее в г. Екатеринбург, в зале «Шигирская кладовая».

Начиная с 12 века н.э. на Урал стали проникать изделия из Иранского серебра, в обмен на пушнину. Коренные жители Урала использовали эти серебряные блюда в обрядах, нанося на них свои сакральные знаки – образы копытных и шаманов. Большое количество серебряных изделий, в основном блюд, находят на мансийских святилищах.

В мансийской мифологии можно видеть особое отношение к копытным. Так, например, лося нельзя было называть напрямую, а только иносказательно – «вещь с большими ногами», косулю называли «священные вещи», а оленя – «рогатый бык».

Для некоторых родов манси женщина-косуля, олень, лось – это тотемные животные, которых они почитали, как предков. Но в то же время, это и основные промысловые животные. Считалось, что первый волшебный лось, до появления людей, жил на небе и у него было шесть ног. Младший сын верховного бога отправился за ним в погоню. Охотник догнал зверя и отрубил две лишние ноги, чтобы будущим людям было проще добывать это животное. С тех пор лось живет на Земле, став добычей земных охотников. А на небе остались следы небесной погони – лыжня по которой шел охотник превратилась в Млечный путь, а шкура убитого небесного лося превратилась в созвездие Лося (Большая медведица).

У манси существуют отголоски лосиного праздника «по случаю добычи первого лося весной». В прошлом он был широко распространён и имел связь с весенним равноденствием, с ожиданием прихода весны и оживания природы.

Лось/олень воспринимается как светлый космический зверь, связанный с Верхним миром, с солнцем; его рога – лучи солнца или вершина мирового дерева. Рога оленя/лося манси считают оберегом от злых духов, ими украшали крыши домов, известен орнамент «рога оленя». Такой орнамент наносят на берестяные короба; плетут из бисера, составляют из кожи и кусочков меха и украшают одежду, тем самым оберегая владельца от бед.

Почитание Луны и Солнца у Манси выразилось в отношении к серебру, как к «священному, небесному металлу». Перед проведением обряда вызова духов перед жильем ставили несколько серебряных тарелочек, чтобы «небесная лосиха/важенка» могла стоять не на голой земле или снегу. В некоторых случаях серебряные блюда использовали как трон для фигурок духов-покровителей.

Серебряное копытце – сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым. Но и здесь можно найти мифологические корни. Как считает писатель Алексей Иванов, много лет посвятивший изучению истории и культуры Урала, в «Серебряном копытце» наиболее полно отразилась мифология финно-угров. Герой Бажова символизирует Лося, которому поклонялись древние финно-угорские народы.

Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf