Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
> | > | |||||
> | > | > | > | > | > |
9
> |
> | > |
12
> | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > | > |
> |
Апрель
ЭТНОПЕДАГОГИ
Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля – 175 лет – юбилей) – Чувашия
![]() |
|
Всю свою просветительскую работу Иван Яковлев построил на народных педагогических традициях, используя богатый опыт, наработанный в мировой педагогической культуре.
Первый труд Ивана Яковлева – о национальном празднике, известном, самое малое, полтора тысячелетия, второй труд – о народном календаре, третий – о величии родного слова, его могучей духовной силе. Далее следует новый этап деятельности, хотя просветителю только 25 лет: он создает «Букварь для чувашей», книгу «Начала истиннойверы» – о Христе и христианстве. В учебных книгах используются устные памятники народной словесности и сказки и рассказы Льва Толстого, которые потоком переливаются затем в чувашский фольклор, трансформированные, приспособленные к чувашской этнической среде, и становятся неотъемлемым компонентом культуры чувашского народа.
Иван Яковлев творчески осмыслил великое открытие народной педагогики о значении в самовоспитании человека рефлексии. При этом педагог с печалью обнаруживает своеобразие национального характера родного народа, проявляющееся в мнительности, робости, застенчивости, неуверенности, щепетильности, болезненной деликатности. С рефлексией Иван Яковлев связывает формирование духовного облика человека.
Мировое значение имеет опыт И. Яковлева в создании школы по образцу семьи. Эта школа представляла собой общину и функционировала вплоть до 1918 г. Школьный коллектив представлял собой большую, трудолюбивую, здоровую семью со своими устойчивыми, демократическими, гуманистическими, высоконравственными традициями, вынесенными из крестьянской педагогики. Учащиеся содержали себя собственным трудом, одевались и питались, как в чувашских крестьянских семьях. В школе отмечались национальные праздники, проводились хороводы, культивировались народные ремесла, соблюдались старинные трудовые традиции. «Духовное завещание» Ивана Яковлева выдержано в духе «Семи благословений», «Семи заповедей», известных в народной этике:
«Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче»;
«Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью»; «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного»;
«Берегите семью: в семье – опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чувашей. Охраняйте же это сокровище. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если сбережете семью, сбережете детей, – создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда»;
«Верьте в силу мирного труда и любите его»; «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей»; «Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигнутые нечистыми средствами, – успехи непрочные и временные...».
Иосиф Семенович Портнягин (24 апреля – 92 года) – Республика Саха
![]() |
|
Исследования культурно-исторических, духовно-национальных, воспитательных традиций народа саха в монографиях, научно-популярных изданиях, статьях Иосиф Семенович оставил в качестве наследия потомкам. Такие работы, как «Этнопедагогика кут-сюр», «Педагогическое воззрение народа саха», «Педагогические мысли о народной педагогике», «Верование айыы – основа здорового жизни».
Первая научная работа по якутской этнической педагогике, в которой исследованы аспекты воспитания в учениях айыы и школы «кут-сюр»: «В глубинах народной памяти сохранились вековые ценности такие, как «учение айыы» и школы воспитания «кут-сюр» имеющие большое воспитательное значение и в современных условиях, когда развитие общества характеризуется обилием новых проблем, и, в первую очередь многих проблем воспитания и формирования подрастающего поколения. Обращение к национальному, духовному богатству, нуждающемуся в сохранении и передаче грядущим поколениям – залог эффективного решения этих проблем».