Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
> | ||||||
> | > | > | > | > | > | > |
> | > | > | > | > | > | > |
> | > |
18
> |
19
> | > | > | > |
23
> | > | > | > | > | > | > |
> |
31
> |
Октябрь
ЭТНОПЕДАГОГИ
Никитина Галина Аркадьевна (27 октября – 72 года) – Удмуртия
![]() |
|
Крупное направление исследовательской деятельности – изучение народных знаний удмуртов (народная педагогика, медицина, метрология). Помимо научных статей в различных сборниках и монографиях, Г. А. Никитиной было подготовлено учебное пособие по народной педагогике удмуртов. Издание знакомит с воспитательными ценностями удмуртского народа конца XIX – начала XX в., основными факторами и направлениями, методами и формами социализации детей в удмуртском обществе. Приближение к теме привело автора к выводу, что «общая культура народа была глубоко педагогична», «удмуртский народ был и умней, и эрудированней, и искусней, чем его представляли некоторые дореволюционные авторы».
«Этническая социализация ребенка в семье осуществлялась через язык, взаимоотношения, труд, досуг, будни и праздники, ценностные ориентации. Особую воспитательную функцию выполняли семейные обряды. Помимо передачи культурного опыта предшествующих поколений, семейные праздники и обряды (впрочем, как и календарные) выполняли функцию социальной памяти. Участие в обрядах дисциплинировало и сплачивало всех. В праздниках, как и буднях и элементах быта, проявлялось этническое самосознание, и они играли роль этнического интегратора. Обряды осуществляли функцию социального контроля, регулируя поведение людей в определенных повторяющихся ситуациях. Нельзя не отметить силу их эмоционального воздействия на воспитание личности через символику, музыкальное и поэтическое оформление».
Геннадий Никандрович Волков (31 октября – 96 лет) – Чувашия
![]() |
|
В педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 1970-х гг. академиком Г. Н. Волковым. Его работы: «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика» сыграли большую роль в формировании этнопедагогики. С этого периода она рассматривается в качестве самостоятельной отрасли научно-педагогического знания. Им были четко разграничены понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». Если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, то этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки. Этнопедагогику ученый определил как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа.
Он всесторонне рассмотрел понятие «народное воспитание» и сферу его влияния; определил его цели содержание, методы и средства; описал народный идеал совершенного человека. Им впервые была рассмотрена роль детской среды как мощного фактора самовоспитания и взаимного воспитания.
Г. Н. Волков заложил краеугольные камни этнопедагогики. Им сформулировано «золотое правило» этнопедагогики:
без памяти (исторической) – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.