КАЛЕНДАРЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ
И ПАМЯТНЫХ ДАТ НАРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
6
9
17
18
Дата : 2023-04-18
19
21
26
28
29
30

Март

ЭТНОПЕДАГОГИ

Антон Семенович Макаренко (1 марта – 135 лет)

«Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути,

по которым располагается его завтрашняя радость».

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века. Педагогика, которая существовала в народе испокон веков, которая имела свое влияние на подрастающее поколение и помимо школы, иногда и вопреки ей, которая жива и сегодня как неразрывная часть бессмертной народной мудрости, эта самая педагогика была не только предметом особенного внимания Макаренко, по нередко – и его опорой.

Макаренко утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа. При этом никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Для Макаренко, как и для Коменского и Ушинского, народ – величайший педагог. Одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для Макаренко родной язык - проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая… Что у народа может быть дороже родного языка, что может быть выше любви к родине? Ответ на этот вопрос в той или иной форме можно найти на любой, произвольно раскрытой странице сочинений педагога. Для Макаренко родной язык – естественная потребность любого человека.

Константин Дмитриевич Ушинский (3 марта – 200 лет)

«Первый воспитатель народ».

К. Д. Ушинский обосновал ведущий принцип этнопедагогики: от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры и доказал, что на нем должно строиться все содержание образования в школе. Ученый показал необходимость культурных связей между народами, охарактеризовав их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя заимствовать воспитательные системы у других народов, у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания; определил, что каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, что нет общей системы воспитания для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории и у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания. Выдающийся ученый особо подчеркивал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих, воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое.

Им научно обоснован принцип народности русской школы. Под ним он понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом; доказал, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; ввел понятия «народная педагогика» как огромный воспитательный опыт народа и «народное воспитание» рассмотрев его очень широко, особо отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа.

Ученый рассмотрел также вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью и развивается вместе с его развитием, народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа.

К. Д. Ушинский также обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактеризовал его как единственно верное средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не\только в воспитании детей, но и в сохранении самобытности своего народа, научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка.

Важнейшая заслуга великого педагога в том, что он не только теоретически обосновал прогрессивные новаторские идеи в области этнопедагогики, но и разработал методику использования этих идей в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику.

Ханбиков Якуб Исхакович (18 марта – 95 лет) – Татарстан

«Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое выражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения, применяемых широкими массами трудящихся».

Детальное изучение Я. И. Ханбиковым татарской традиционной народной культуры, в том числе и воспитательной, является значительным вкладом в развитие этнопедагогики.

В книге «Из истории педагогической мысли татарского народа» автор на основании богатого фактического материала рассматривает проблемы нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания в татарской народной педагогике, показывает диалектическую связь народных идеалов воспитания с педагогическими взглядами татарского просветителя Каюма Насирова.

Им успешно исследовались проблемы народной педагогики, использования прогрессивных народных традиций в современных условиях, особенности учебно-воспитательного процесса в национальной школе. Но особенно большой вклад он внес в разработку педагогики своими монографиями «Из истории педагогической мысли», «Русско-татарское содружество в области просвещения», «История педагогики татарского народа».

Я. И. Ханбиков стремился расширить содержание понятия «народная педагогика». Он считал неправомерным ограничение понятия «народная педагогика» только устным творчеством народа, а под народной педагогикой наряду с педагогическими идеями, взглядами следует подразумевать умения и навыки, средства воспитания и обучения, традиции семейного и трудового воспитания. Я. И. Ханбиков дал свое определение народной педагогики.

Якуб Исхакович предложил рассматривать народную педагогику в качестве «сферы эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс» и, тем самым, внес существенный вклад в этнопедагогику народов России. Его труды легли в основу гуманизации педагогического образования, пришедшей на смену авторитарной педагогике.

Виктор Федорович Афанасьев (22 марта – 106 лет) – Республика Саха

«Педагогические мысли, идеи, традиции определяют практику
воспитания и обучения подрастающего поколения».

В исследованиях Виктора Федоровича впервые в истории народного просвещения Якутии показаны условия и пути подготовки подрастающего поколения к жизни на основе народных традиций, обычаев, взглядов, нравственных ценностей национальной системы воспитания. Научные труды В. Ф. Афанасьева по народной педагогике, истории образования республики: монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии», «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока».

Исследователь считал, что источником народной педагогики является сама жизнь, которая отражена в фольклоре, большое значение придавал воспитанию детей трудом.

«В мудрости народа, – подчеркивает В. Ф. Афанасьев, – большое место уделяется знаниям, которые достигаются в результате систематической и кропотливой работы, наблюдений. Человек, наделенный умом, может создавать чудеса...»

Монография Виктора Федоровича «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» стала настольной книгой для этнопедагогов, потому что в ней автор научно представил особенности воспитания якутских детей. Особое значение автор придавал трудовому, физическому воспитанию детей, основываясь на такие принципы как природосообразность и культуросообразность.

Ян Амос Коменский (28 марта – 139 лет)

«Вечным законом да будет:
учить и учиться всему
через примеры,
наставления и применение на деле».

Я. А. Коменский одним из первых понял огромное значение этнопедагогических знаний и их роли в совершенствовании работы не только школы, но и в жизни целых государств. Великий ученый пополнил этнопедагогику такими научными знаниями: разработал фундаментальную идеею педагогики – пансофизм: обобщение всех знаний, добытых разными народами, и донесение этих обобщенных знаний через школу на родном языке до всех людей независимо от их общественного положения, религиозной, расовой и национальной принадлежности; обосновал основные направления этнографических и этнопедагогических исследований, связав их с содержанием образования детей и юношества; доказал, что от природы все народы равны, каждый этнос имеет право на свою, даже самую своеобразную и непонятную для других культуру и систему воспитания; призывал к всеобщему миру между народами и созданию общечеловеческой культуры на основе обобщения всего лучшего, прогрессивного в традиционных культурах всех народов; разработал основные направления содержания подлинно народного образования на всех ступенях: обучение на родном языке с использованием фольклора своего народа; включение элементов этнопедагогического знания и прогрессивного опыта народной педагогики в умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание; изучение в полном объеме отечественной литературы, истории, географии; подтвердил и научно обосновал положение народной педагогики о труде как основном средстве формирования полноценной личности; разработал содержание образования, включающее в себя не только знание культуры всего человечества, но, прежде всего глубокое всестороннее изучение истории, культуры, географии, поэзии, фольклора своего народа; доказал, что эффективными средствами воспитания детей, формирования у них высокой нравственности является устное народной творчество: сказки, рассказы из истории, предания, пословицы, поговорки и др.; определил школу как эффективное средство сохранения национальной самобытности своего народа; доказал, что школа должна давать глубокие и разносторонние знания на родном языке, особое внимание в ней должно уделяться изучению родной речи с использованием народного фольклора; творчески соединил традиционную народную воспитательную культуру со своим педагогическим учением.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и "Политикой конфиденциальности персональных данных". Узнать подробнее, какие данные собираются и для каких целей вы можете в "Политике конфиденциальности персональных данных". Ознакомится с "Политикой конфиденциальности персональных данных" вы можете по ссылке http://www.somb.ru/pdn/politika.pdf